Паровоз ЛК83-01
После освобождения Харькова и принятия в мае 1945 года решения о восстановлении Малой Южной встал вопрос о подвижном составе для дороги. До начала войны на Малой Южной работал паровоз серии 159, носивший на Малой Южной обозначение ЛК-4-01, а также один пассажирский вагон. Полностью выгоревший вагон остался на Малой Южной, а паровоз немецкие захватчики при отступлении вывезли с собой.
Позже ЛК-4-01 был найден на станции Коломак, однако его состояние было совершенно непригодным для эксплуатации – паровоз фактически представлял собой металлолом. Пригоден для дальнейшей работы был только тендер – его забрали на Малую Южную.
Словом, необходим был новый локомотив.
Послевоенный СССР испытывал сильную нехватку железнодорожной техники. Но если для широкой колеи страна получала по ленд-лизу новые паровозы из США и по репарации – из Германии, то для колеи узкой локомотивов катастрофически не хватало.
Харьковская область и до войны не была богата на узкоколейки – даже первый паровоз Малой Южной доставили из Гайворона, а после войны найти локомотив для детской железной дороги "поблизости" оказалось вообще невозможно.
Паровоз для дороги все-таки нашли – но аж на Кишинёвской железной дороге, в депо Измаил.
Это был совершенно нетипичный для СССР паровоз серии 83-040 (IVa5), зав. № 5003, построенный в 1929 году на заводе "MÁVAG" в Венгрии. До СССР паровоз работал на Югославских железных дорогах.
Паровозы серии IVa5 строились для Боснийско-Герцеговинской и позже для Югославских государственных железных дорог. На Югославский ж.д. эти паровозы обозначались как "серия 83" (class 83). Паровозы этой серии производились пятью заводами без малого полвека – с 1903 по 1949 год. Что интересно – эти локомотивы строились на колею 760 и 1000 мм, версии для колеи 750 мм не существовало.
В настоящее время сохранилось несколько действующих паровозов серии – на музейных узкоколейках Австрии, Сербии, Боснии и Герцеговины.
Машина, доставшаяся Малой Южной, была далеко не в идеальном состоянии, однако других паровозов для Харьковской ДЖД у МПС не было.
Получить новый локомотив отправились старший инструктор Малой Южной Илья Никитич Лепехин вместе с бывшим юным железнодорожником, участником войны Сергеем Назаровым.
Паровоз приехал в Харьков незадолго до начала августа 1945 года и сразу же был отправлен на Харьковский паровозоремонтный завод, где его спешно привели в ходовое состояние, изменив при этом ширину колеи с 760 на 750 мм. Примечательно, что ремонтировать локомотив помогали подростки – ученики железнодорожной школы.
По плану восстановленная Малая Южная должна была открыться в День Железнодорожника – 5 августа 1945 года. Поэтому паровоз даже как следует не покрасили – замазали черной краской старое обозначение серии. В прожекторе паровоза даже не было лампочки – не смогли найти подходящий отечественный аналог. "Родной" тендер паровоза по неизвестным причинам не использовали – то ли он не сохранился, то ли не сочли нужным – паровозу достался тендер от довоенного ЛК-04-1. В таком виде локомотив доставили на Малую Южную.
Проездив до ноября 1945 года, паровоз вновь отправился на завод. Теперь времени было достаточно – к ремонту локомотива подошли тщательно.
Весной 1946 года локомотив вернулся на Малую Южную, совершенно преобразившись.
Паровоз, за исключением черной дымовой коробки, окрасили в необычный светло-голубой цвет. Нетипичный "импортный" прожектор заменили на стандартный "МПС-овский", нанеся на прожектор новую серию машины. Была полностью переделана будка паровоза – боковые двери заварили, в торце добавили площадку со ступеньками – по образцу будок советских паровозов. Вероятно, такое изменение конструкции было продиктовано заботой о безопасности детей – из переделанной будки выпасть или выпрыгнуть на ходу стало невозможно.
Стандартная будка и тендер паровоза серии 83. |
Видоизмененная будка паровоза ЛК83-01. Фото из коллекции Григория Балашова. |
На будке локомотива появилась новая серия ЛК83-01 – в честь бывшего наркома путей сообщения Лазаря Кагановича (в те годы он был уже заместителем председателя Совнаркома).
На фронтоне паровоза разместили звезду с серпом и молотом. К концу лета, в добавок к звезде, на фронтоне появился герб СССР.
Юные железнодорожники возле паровоза. Хорошо виден необычно светлый цвет паровоза.
Паровоз ЛК83-01 с составом на перегоне. Видна звезда и герб СССР на фронтоне.
Фото 1946 года.
В следующем, 1947 году, локомотив был украшен уже совсем "богато": под прожектором полукругом была добавлена надпись "Слава великому Сталину", а на фронтоне – объемная пятиконечная звезда с барельефом Сталина. Внизу, между буферными фонарями, был размещен еще один барельеф – с изображением Спасской башни московского Кремля. На буферный брус нанесли наименование серии. Тогда же его перекрасили, видимо, в темно-синий цвет.
ЛК83-01 в 1947 году. Фото из коллекции Григория Балашова.
Проблемы с паровозом начались практически сразу же – сказывалось и состояние прошедшего войну локомотива, и отстутствие запчастей для совершенно нетипичной, "несоветской" машины. Как следствие, ремонт был весьма трудоемок. Кроме того, паровозы этой серии имели и конструктивный недостаток – высокую нагрузку на ось. За ненадежность в работе юные железнодорожники прозвали машину "кабыздохом".
В будке ЛК83-01
До 1948 года ЛК83-01 был единственным паровозом на ДЖД. В 1948 году дорога получила новый паровоз – ЛК-159-02, и старый локомотив с тех пор использовался редко, хотя и эксплуатировался иногда с новыми вагонами, пришедшими в том же 1948 году.
ЛК83-01 с составом из "рижских" вагонов на Белом мосту.
В 1952 году на Малую Южную поступил новый паровоз – Кв4-039 и с тех пор ЛК83-01 был исключен из поездной работы. В том же году он был списан, однако как минимум до 1954 года он находился на Малой Южной – имеются упоминания о трех паровозах в газетах 1953 и 1954 года, причем статья 1954 года написана Дмитрием Трофимовичем Кравченко – начальником Малой Южной.
После 1954 года упоминания о первом послевоенном паровозе прекращаются – вероятно, паровоз был порезан на металлолом.