Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Значки

Одним из способов поощрения сотрудников за выдающуюся работу или достижения являются памятные медали и значки.

Не являются исключением и детские железные дороги – еще в конце 40-х годов на Малой Октябрьской железной дороге (Санкт-Петербург) особо отличившихся юных железнодорожников награждали памятными значками.

Традиция быстро распространилась на другие ДЖД Советского Союза, и в 70-х – 80-х годах практически на каждой ДЖД существовали свои собственные значки.

Некоторые значки выдавались как средство поощрения – например, для победителей конкурсов или для наиболее активных в работе ребят. Выпускались значки к торжественным датам – к юбилеям детской или “взрослой” железной дороги. Кроме того, существовали “сувенирные” значки, которые не только выдавали юным железнодорожникам, но также и дарили гостям и друзьям детской железной дороги.

На Малой Южной – одной из старейших дорог бывшего СССР, конечно же, тоже было выпущено немало значков.

Первый известный значок, связанный с Малой Южной, был выпущен в 60-х годах. На прямоугольном металлическом значке голубого цвета был изображен зеленый тепловоз, под ним, на красном фоне, надпись “Юный железнодорожник”, а за тепловозом на фоне пионерской эмблемы – надпись “Харьков”. К сожалению, мы пока не располагаем хорошей фотографией такого значка. По всей видимости, выпущено их было очень мало и сейчас такой значок является фалеристической редкостью.

Значки 80-х годов

Небольшие темно-синие пластиковые значки со стеклянным покрытием были выпущены в 80-х годах по инициативе инструктора Малой Южной Валерия Яковлевича Гуревича. Предназначены они были для поощрения юных железнодорожников.

Было выпущено две разновидности значков. 

Значок “Юный железнодорожник смены им. К. Заслонова” – выдавался за активную работу и просто за различные достижения юным железнодорожникам смены, которой руководил Валерий Яковлевич. Известны две разновидности значка – на темно-синем фоне и на темно-сером. Темно-синие значки встречаются чаще – видимо, темно-серые – это дополнительный небольшой тираж.

znak6

Значок “Лучший по профессии” – выдавался ежегодно юным железнодорожникам – победителям конкурса на лучшего по профессии, проводимого на Малой Южной в конце летнего сезона.

 

Значки 1990 года

В 1990-м году Малая Южная торжественно отмечала полувековой юбилей. Инструктору смены №3 Валерию Яковлевичу Гуревичу (по видимости, как имевшему опыт) было поручено организовать заказ юбилейных значков, посвященных этой дате.
В результате к маю 1990 года было выпущено 5 видов значков.

znak1

Простой значок с символикой Малой Южной. Юными железнодорожниками назывался часто назывался просто “круглый значок”. Выдавался обычно активным юным железнодорожникам 1-2 года обучения за какие-то небольшие достижения. Например, значок, представленный на фото получен автором в благодарность за качественно выполненную стенгазету.
Выпущено около 3000 таких значков.

Значок 50 лет Малой Южной

Юбилейный значок “50 лет Малой Южной” – официально назывался “юбилейная медаль”.
Большинство этих значков были розданы в период празднования юбилея – и юным железнодорожникам, и гостям, приехавшим поздравить коллег, поэтому, несмотря на то, что таких значков было выпущено около 1000 штук, встречается редко.

 

znak2

Значок “Лучший по профессии” – выдавался за победы в конкурсе “лучший по профессии”. Выдавался значок только один раз за все годы посещения юным железнодорожником Малой Южной – даже в том случае, если тот несколько лет подряд становился победителем конкурса. Тираж неизвестен.
.

 

znak3

Значок “За активную работу” – выдавался старшим юным железнодорожникам 4-5 года обучения (иногда 3-го) – обычно тем, кто активно и без перерывов посещал Малую Южную. Отличается от остальных значков серии оттенком красного цвета – только этот значок имеет темно-красный цвет. Тираж неизвестен.

 

znak4

Значок “Смена юного ж/д им. К. Заслонова” – выдавался только старшим юным железнодорожникам смены № 3 им. К. Заслонова. Тираж неизвестен – однако этот значок встречался реже всего, скорее всего, выпущено было несколько сотен.

Вышеописанные значки, за исключением “юбилейного”, выдавались ребятам на протяжении десяти лет – с 1990 до примерно 2000 года.

 

Значки 2000-х годов

В 2005 году руководством “Укрзалізниці” было решено возобновить традицию слётов юных железнодорожников.
Первый такой слет проходил на Малой Южной, в честь чего был выпущен сувенирный значок:

Значок Первый всеукраинский слет юных железнодорожников

Значки выдавались участникам слёта – и ребятам, и инструкторам.

Слёты каждый год проводились на разных ДЖД Украины, и в 2009 году выбор снова пал на Малую Южную. К слёту-2009 был выпущен еще один сувенирный значок. 8 цветков на значке символизируют восемь функционирующих на тот момент ДЖД Украины (девятая, Ужгородская ДЖД в 2009 году переживала трудные времена и не работала).

Значок 5 всеукраинский слет юных железнодорожников

“Пикселизация” на фотографии – не следствие плохого сканирования. К сожалению, значки этой серии были выпущены с низким качеством нанесённого изображения.

В 2010 году в честь 70-тилетия Малой Южной был выпущен вот такой юбилейный значок:

znak9

 

В этом же году на Малой Южной состоялся международный слёт юных железнодорожников, в котором, кроме ребят из Украины, приняли участие ребята из России, Венгрии и Германии. Для участников слета был выпущен значок с надписью на английском языке:

znak7

В 2012 году по случаю проведения в Харькове международного футбольного чемпионата “Euro-2012” был выпущен значок, предназначавшийся для раздачи в качестве сувенира иностранным гостям.

Значок Малая Южная 2012

 

История значков Малой Южной пока что мало изучена. Автор будет благодарен за любую дополнительную информацию по этой теме.

Автор благодарит юного железнодорожника Николая Шамаева за предоставленные значки 2010-х годов.

^