Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Состав “Украина” (“Орлёнок”)

Состав “Украина” – основной поезд, использующийся на Малой Южной. Данный состав эксплуатируется в течении всего рабочего сезона. Именно этот состав чаще всего видят пассажиры.

“Украина” состоит из шести вагонов, произведенных заводом Pafawag (Вроцлав, Польша) модели 3AW и капитально отреставрированных в вагонном депо Гребёнка.

История состава

Первые вагоны завода Pafawag поступили на Малую Южную в конце 1958 года в количестве пяти штук. Из этих вагонов был сформирован состав, в который включили и довоенный вагон (под номером 6).

Состав из вагонов Pafawag с довоенным вагоном.

Вагонам были присвоены инициалы МЮ, но, в отличие от своих предшественников, номера вагонам дали не по порядку (10, 11, 12…), а в соответствии с заводскими номерами завода Pafawag. Заводские номера поступивших вагонов: 214, 215, 216, 217, 218. Вагоны №214 и №218, работавшие в составе первым и шестым соответственно, получили новую винтовую сцепку для совместимости с тепловозом ТЭУ3-001 и старыми вагонами.

Позже, в начале 60-х годов, дорога получила еще 7 вагонов Pafawag, в результате чего на ДЖД стало эксплуатироваться два состава по 6 вагонов: “Орлёнок” и “Пионерский“.

В основной состав попали два вагона 1958 года и четыре более новых.

Вагоны Pafawag во второй половине 60-х годов. Бросается в глаза новенький вагон №222.

К сожалению, мы не знаем точно, в каком году составы приобрели свои имена, но во второй половине 60-х годов на фотографиях уже присутствует состав “Орлёнок”.

Вагоны Pafawag экcплуатировались на большинстве детских железных дорог Советского Союза, однако состав, работавший а Малой Южной, был во многом необычным.

Вагон, работающий третьим в составе (зав. № 221), был оборудован радиоузлом. Сейчас этот вагон находится в составе под номером 5.

В конце 60-х годов два вагона были переоборудованы в мягкие – вагон под номером 4 (зав. № 222) и вагон № 5 (зав. № 215), однако сидения этого вагона, несмотря на табличку “мягкий”, особой мягкостью не отличались – скамьи просто были обернуты в тканевые чехлы.  Наличие мягких вагонов Pafawag является уникальным явлением для детских железных дорог всего Советского союза.

Какой завод произвел модификацию, нам пока не известно. По слухам, салон переделывали в депо Гайворон.

Вагон № 5 с табличкой “Мягкий”. 1970 г.

В вагоне № 4 вместо стандартных для вагонов Pafawag деревянных лавок были установлены полноценные мягкие диваны.

Жесткие же вагоны были “стандартными”, с деревянными скамьями, похожими на скамьи в электропоездах ЭР1.

Интерьер жёсткого вагона Pafawag

Цены на билеты в жесткие и мягкие вагоны отличались – “мягкие” билеты были почти в два раза дороже.

Вагоны были оборудованы электрогенераторами, работало электрическое освещение. Возле входных дверей были установлены низковольтные розетки (бывшие юные железнодорожники вспоминают, что к этим розеткам можно было подключить портативный магнитофон).

В середине 80-х годов был проведен капитальный ремонт вагонов, в ходе которого, помимо общего ремонта, были демонтированы генераторы и сети освещения, при этом плафоны ламп, выключатели и розетки остались. Видимо, тогда же были убраны подножки и поручни со стороны, противоположной платформе.

Тогда же вагоны были перенумерованы: вместо инициалов МЮ были нанесены цифры “043” (код Южной железной дороги) и изменены номера: вместо заводских номеров вагоны были пронумерованы согласно с пятизначной нумерацией вагонов на железнодорожной сети СССР: первые цифры – 29 – обозначали плацкартный вагон узкой колеи, оставшиеся три цифры – собственно номер вагона на ЮЖД.

Название “Орленок” состав носил до 1999 года (причем с 1997 года название писалось уже по-украински – “Орлятко”).

В 1999 году в честь 130-тилетия Южной железной дороги состав был переименован в “Юбилейный” (укр. “Ювілейний”).

В 2000-м году состав так же назывался “Юбилейный”, но уже в честь 60-тилетия Малой Южной.

С 2001 года и по сей день состав носит название “Украина”.

В 2003-м году некоторым вагонам в ВЧД-6 ЮЖД был проведен ремонт, в результате которого вагоны под номерами 3 и 5 стали полноценными мягкими вагонами.

В 2007 году вагонам был проведен капитальный ремонт в вагонном депо Гребёнка Южной ж.д. После ремонта вагоны преобразились – была проведена полная замена наружной обшивки, полностью переоборудован салон. Фактически, от “классических” вагонов Pafawag осталась только крыша и ходовая часть.

Три вагона состава “Украина” в ожидании капитального ремонта. Три других уже отправлены на завод. 

Вагон № 29082 доставлен на Малую Южную после капитального ремонта. Апрель 2007 г. Фото: Константин Марков.

Ремонт позволил устранить серьезный недостаток вагонов Pafawag 3AW – у “классического” типа этих вагонов окна открываются сдвижением створки вниз, и при открытом окне образуется щель между окном и обшивкой. В эту щель попадает дождевая вода и остается внутри кузова, что приводит к гниению вагона изнутри.

В отремонтированных же вагонах окна оборудованы откидывающимися форточками.

За счет ликвидированных помещений туалетов и служебных шкафчиков количество мест в вагонах было увеличено до 44-х (вместо 38 у стандартных Pafawag’ов).

При ремонте были полностью заменены все сиденья – теперь во всех вагонах сиденья одинаковые, нет “мягких” и “жестких” вагонов.

Интерьер вагона Pafawag после капитального ремонта

Кроме этого, в вагонах была установлена система вещания – теперь существует возможность делать голосовые объявления на весь состав из радиоузла пятого вагона. В праздничные дни включается музыка.

На сегодняшний день состав с такими вагонами – единственный на территории бывшего СССР. Несмотря на солидный возраст вагонов и наличие на дороге более нового состава “Юность Южной”, состав “Украина” остается основным поездом, эксплуатируемым на Малой Южной.

При отгрузке вагонов с завода и комплектовании состава порядок следования вагонов был изменен (до этого он не менялся по меньшей мере 30 лет).

Для любителей статистики приводим заводские и бортовые номера вагонов согласно их местоположению в составе:

№ (сейчас/до 2007)

Зав. № Бортовой № Примечания
1/1 219 29066 На одном из торцов установлена винтовая стяжка и два буфера
2/5 215 29025 Бывший мягкий вагон. Вагон постройки 1958 года.
3/4 217 29041 Бывший мягкий вагон. Вагон постройки 1958 года.
4/2 222 29090
5/3 221 29082 Вагон с радиоузлом, с 2003 по 2006 (вкл). – мягкий вагон.
6/6 223 29108 На одном из торцов установлена винтовая стяжка и два буфера

Окраска вагонов

В первые годы работы вагоны были окрашены в темно-зеленый цвет с кремового цвета разделительной полосой. На стенках вагона размещались маршрутные таблички “Малая Южная. Парк – Лесопарк”.

Состав из вагонов Pafawag в 1959 году

С 60-х и до середины 70-х годов вагоны носили “классическую” сине-голубую окраску – голубой верх, синий низ, желтая полоса посередине. В 60-х же годах и появилась традиция писать на стенках вагона название состава.

Открытка 1977 года из коллекции Сергея Попова (Детские железные дороги на открытках)

Впрочем, окраска иногда менялась – во второй половине 70-х годов верхняя часть вагонов стала окрашиваться в темно-зеленый цвет.

Открытка из коллекции Сергея Попова (Детские железные дороги на открытках)

Необычно окрашивался состав в 1997-1998 годах – светло-зеленый верх, темно-зеленый низ с желтой полосой.

Состав “Орлятко” в 1997 году

В 1999-2000 годах, когда состав носил имя “Юбилейный”, верх вагона был голубым, низ – темно-зеленым, а разделительная полоса стала белого цвета, при этом разделительная полоса шла дополнительно и по двери.

Состав “Юбилейный” в 1999 году

В 2001 году составу было присвоено имя “Украина” и окрашен он был очень необычно: голубой верх, желтые окантовки рам, темно-синий низ с большими желтыми декоративными полосами, зеленая надпись “Україна” на рушнике.

Фото Алексея Стацюка с сайта  “Харьков Транспортный

С 2002 по 2006 год вагоны окрашивались по одинаковой схеме – голубой верх, синий низ, белая полоса, на боку – стилизованная под украинский рушник оранжевая надпись “Україна”.

Состав “Украина” в 2005-м году.

С 2007 года вагоны окрашиваются в темно-сине-белой цветовой гамме, стилизованной под окраску фирменных поездов Южной железной дороги (“Оберіг”, “Николай Конарев” и т.д.).

Единственное различие – с 2012 года накладные цифры номеров окрашиваются не в золотистый, а в белый цвет.

Больше фотографий вагонов ‘Pafawag’ – в фотогалерее.

^