1990-1999. Трудные годы
1990 год был для жителей страны очень непростым и весьма тревожным. Страна распадалась. Уже объявили о своей независимости Литва, Латвия и Эстония. По всей стране вспыхивали межэтнические конфликты – Карабах, Осетия, Ферганская долина… Пустые полки в магазинах, “чернуха” по телевизору, возросшая преступность тоже не прибавляли оптимизма.
В такой обстановке Малая Южная встретила юбилейный 1990 год – дорога праздновала своё 50-летие.
Подготовку к празднику начали еще весной: заново покрасили вагоны состава “Орлёнок”, на все вагоны состава, а также на тепловоз ТЭУ3-001, нанесли праздничную надпись “50 лет”.
![](https://children-railway.kharkov.ua/wp-content/uploads/2019/08/1990-Малая-Южная-железная-дорога.mp4_snapshot_03.51.333-1.jpg)
К открытию летнего сезона в помещении вокзала ст. Парк появились два стенда с историческими фотографиями Малой Южной.
По инициативе инструктора В. Я. Гуревича были изготовлены юбилейные значки-медали (подробнее см. раздел “Значки“), которыми потом в течение более чем десяти лет награждали юных железнодорожников.
К концу апреля был подготовлен проект информационного буклета о Малой Южной. Однако по неизвестным причинам напечатан буклет был с большим опозданием – в самом конце 1990 года. К слову, буклет стал первой печатной продукцией о Малой Южной с 1947 года. Ознакомиться с содержимым буклета можно в разделе “Книги“.
![](https://children-railway.kharkov.ua/wp-content/uploads/2014/11/img163_.jpg)
Подготовка к празднику шла всё лето: разыскивались выпускники и бывшие сотрудники дороги, рассылались пригласительные билеты, подготавливался сценарий праздничного выступления. Каждая смена обязалась подготовить фотоальбом о работе на Малой Южной. Благодаря этому в архиве ДЖД сохранилось большое количество фотографий конца 80-х годов.
Незадолго до праздника объявления о нём появились в отраслевых газетах: в “Южной Магистрали”, “Гудке”, а также в городской газете “Вечерний Харьков”.
К юбилею ДЖД творческим объединением “Кинотеатр” при ДК Железнодорожников был разработан проект фильма, посвящённого истории Малой Южной. Проект был подписан председателем объединения “Кинотеатр” Геннадием Леонидовичем Кофманом и кинорежиссёром Виктором Николаевичем Гладким. Рассматривались варианты цветного и чёрно-белого фильма. Предполагалось, что фильм будет снят на 16-мм киноплёнку, продолжительность фильма должна была составить 10 минут.
Съёмки отдельных фрагментов фильма начались ещё зимой 1989-1990 годов. Специально для киносъёмок летом 1990 года был растоплен паровоз Кв4-039. С грузовым вагоном паровоз совершил свою последнюю поездку по Малой Южной, доехав своим ходом до Белого моста и обратно.
![](https://children-railway.kharkov.ua/wp-content/uploads/2019/08/1990-Паровоз-Малой-Южной.mp4_snapshot_01.19.000.jpg)
Грандиозный праздник состоялся 27 октября 1990 года во Дворце культуры железнодорожников. Были приглашены “старые юные” железнодорожники, бывшие сотрудники дороги, официальные лица ЮЖД.
На день рождения дороги приехало рекордное число делегаций с других ДЖД страны. Алма-Ата, Ярославль, Кустанай, Ростов, Волгоград, Челябинск, Ужгород, Актюбинск, Кратово, Горький, Ленинград, Пенза, Днепропетровск, Донецк, Свердловск и даже уже провозгласившая независимость от СССР Рига – вот неполный список ДЖД, работники которых приехали, чтобы вместе с Малой Южной отметить её полувековой юбилей.
Юные железнодорожники, принимавшие участие в мероприятии, получали в подарок праздничный набор – диплом, календарики на железнодорожную тематику и канцелярские принадлежности.
28 октября, уже на Малой Южной, два праздничных рейса провели бывшие юные железнодорожники под руководством инструктора В. Я. Гуревича, который сам в прошлом был юным железнодорожником. Эту “смену” назвали “единая смена “Дружба”.
![](https://children-railway.kharkov.ua/wp-content/uploads/2019/08/img057-743x1024.jpg)
Юбилейный год отмечен еще одним важным событием: был достроен и открыт для использования новый учебный корпус.
![](https://children-railway.kharkov.ua/gallery/photos/1200_thumb_29112015_60137235.jpg)
В актовом зале учебного корпуса ребята и сотрудники ДЖД встречали новый 1991 год – последний год существования Советского Союза.
![](https://children-railway.kharkov.ua/wp-content/uploads/2019/08/1990-1024x691.jpg)
в актовом зале нового учебного корпуса
В 1991 году дорога получила ещё один тепловоз – ТУ7А-3198. На ДЖД уже успешно работали тепловозы ТУ2-054 и ТЭУ3-001. Ещё один локомотив был, по сути, не нужен. Его получение было связано с непростой экономической ситуацией Камбарского машиностроительного завода, где производились эти машины. Из-за общего упадка промышленности в стране “взрослые” узкоколейки перестали заказывать новые локомотивы, поэтому, чтобы поддержать завод, “семёрки” закупались МПС и во множестве передавались на детские железные дороги.
1992 год – год, последовавший за распадом СССР, Малая Южная встретила с рекордным количеством действующего подвижного состава. 20 вагонов: составы “Орлёнок”, “Пионерский” и новый состав из вагонов ПВ40, довоенный пассажирский вагон, грузовой вагон и 4 локомотива: три тепловоза и паровоз.
На первый взгляд казалось, что для дороги мало что изменилось – исчезли разве что гербы СССР с локомотивов и вагонов “Орлёнка”. Однако кардинальным образом изменилась жизнь в стране. Резко возросла преступность – родители нередко просто боялись отпускать детей на детскую железную дорогу, которая к тому же находилась в лесу. Изменились и интересы ребят. “Рабочие” профессии, железнодорожная форма стали ассоциироваться с чем-то замшелым и “немодным” – в стране начался бум коммерции. Уменьшилось и количество пассажиров.
Естественно, резко упало финансирование Малой Южной. Пошли даже разговоры о закрытии дороги как “нерентабельной”. Несколько ДЖД на Украине не пережили “суровых 90-х” – Алчевская и Евпаторийская дороги прекратили существование почти одновременно с Союзом, ещё несколько лет держалась на плаву Макеевская, однако в конечном счёте она тоже была разобрана.
С ростом преступности и “моды на бандитов” на дороге возросло количество случаев вандализма – неизвестные били стёкла вагонов и зданий, обрисовывался подвижной состав, были попытки поджогов… Устранение последствий тоже требовало средств, которых становилось всё меньше.
Инструкторам задерживали зарплату, а перейти на другое место работы было практически невозможно – на “взрослой” ЮЖД снизилось количество перевозок. Вне железной дороги работу найти тоже было непросто – закрывались предприятия и институты, нередко встречались ситуации, когда грамотным инженерам, чтобы прокормить себя и семью, приходилось торговать с лотков в переходе метрополитена…
Чтобы как-то удержаться, Малой Южной приходилось снижать расходы. Дорога, на протяжении всей своей истории работавшая до 8 ноября, стала работать до последнего воскресенья октября. “Официально” это объяснили отменой празднования годовщины Октябрьской революции (7 ноября).
Первый этаж только что построенного учебного корпуса пришлось сдать в аренду частной фирме. С тех пор за помещениями первого этажа закрепилось разговорное название “офис”, которое используется по сей день.
Традиционные весенние ремонты перед началом летней практики “упростились” до подкрашивания подвижного состава и лёгкого косметического ремонта зданий.
В начале 90-х годов многие харьковчане были уверены, что детская железная дорога больше не работает. Гуляя по Лесопарку, горожане видели ржавые рельсы, совершенно прогнившие шпалы, некрашеные пикетные столбики…
В 1993-1994 годах из-за нехватки дизельного топлива в работе дороги несколько раз случались простои.
В конце 1992 года совершил свой последний рейс состав “Пионерский” и тогда же последний раз отправился с поездом тепловоз ТЭУ3-001.
С 1993 года основным локомотивом стал новый ТУ7А-3198. “Ветеран” ТЭУ3 был заварен металлическими листами, “залит” зелёной краской и в таком виде стоял возле депо.
Как уже упоминалось выше, в начале 90-х годов на дороге было 20 вагонов. При подготовке дороги к летнему сезону часть вагонов отгонялась в тупик на ст. Лесопарк, где они по несколько дней стояли без всякого присмотра. Как следствие – вагоны состава “Пионерский” оказались совершенно разгромлены хулиганами: выбиты стёкла, разгромлены салоны, украдены лавки и даже часть обшивки. В летний период пришедшие в негодность вагоны стояли в тупике за депо на ст. Парк, где продолжали ветшать. Нередко вагоны использовались в качестве “бесплатных туалетов”.
В 1994 году неизвестными был сожжён довоенный вагон Малой Южной, так же временно отставленный в тупик на ст. Лесопарк. Вагон, переживший Вторую мировую войну и фашистскую оккупацию, не пережил разгула хулиганства и бандитизма 90-х…
После распада СССР даже по праздникам на дороге работал только один состав – бессменный “Орлёнок”. Вагоны состава к середине 90-х выглядели жутковато – грязные потёки, наслоения выцветшей, местами осыпающейся краски, под осыпавшимися участками – ржавый кузов…
Глубокой осенью 1994 года на Малой Южной снимался юмористический видеоклип для популярной юмористической телепередачи “Батуалло”. Действие клипа снималось на платформе станции Парк. Благодаря этому у нас сохранилось цветное изображение состояния вагонов в первой половине 90-х годов…
![](https://children-railway.kharkov.ua/wp-content/uploads/2019/08/Батуалло-Изя-480.mp4_snapshot_00.23.371-1.jpg)
![](https://children-railway.kharkov.ua/wp-content/uploads/2019/08/Батуалло-Изя-480.mp4_snapshot_02.51.605-1.jpg)
Несмотря на тяжёлое положение, дорога продолжала жить своей жизнью. Всё так же работали шесть смен, шли занятия, устраивались экскурсии и праздники для ребят.
![](https://children-railway.kharkov.ua/gallery/photos/1200_thumb_20042017_79922680.jpg)
Заметно почти полное отсутствие украшений на ёлке.
Из тяжёлых ситуаций всегда удавалось найти выход. Достаточно вспомнить такой эпизод: к середине 90-х на дороге закончились жёлтые сигнальные флажки – некоторые порвались, часть выцвела, какие-то потеряли… Проблему решили просто – новую жёлтую ткань для них взяли от старых занавесок. В течение нескольких лет в руках юных железнодорожников нередко можно было увидеть флажки с нетипичными “занавесочными” узорами.
Во второй половине 90-х ситуация начала понемногу улучшаться. В 1996 году каким-то чудом руководству Малой Южной удалось заказать значительное количество новой формы для юных железнодорожников – фуражки и новые, непривычно серого цвета рубашки (старые рубашки были стандартного голубого цвета). Новую форму поначалу выдавали только юным железнодорожникам 2-го года обучения и более старшим.
![](https://children-railway.kharkov.ua/gallery/photos/1200_thumb_07122014_46255759.jpg)
Формы вообще не хватало. Если раньше новичкам разрешалось приходить на практику в пионерской форме (белая рубашка и пионерский галстук), то теперь требования изменились на “однотонную рубашку и тёмные брюки”. Однако на фото 90-х годов можно увидеть юных железнодорожников в совершенно обычной, “уличной” одежде – не каждая семья могла легко позволить себе купить даже несколько рубашек.
Страна всё дальше уходила от советского прошлого. Сказалось это и на внешнем виде Малой Южной: с 1996 года название поезда “Орлёнок” стали писать на украинском языке – “Орлятко”. Состав из вагонов ПВ40 был назван “Барвінок”.
![](https://children-railway.kharkov.ua/wp-content/uploads/2019/08/img187-1024x745.jpg)
В 1997 году на дороге произошло самое массовое за всю её историю списание подвижного состава. Порезаны на металлолом были пять вагонов состава “Пионерский”. Одному вагону удалось уцелеть до наших дней – сегодня он находится на территории пейнтбольного клуба “Бомба” неподалёку от трассы ДЖД.
В июле 1997 года дорога попрощалась с уникальным локомотивом – ТЭУ3-001. Историческая машина была разрезана в металлолом. Осенью с дороги был вывезен паровоз Кв4-039.
![](https://children-railway.kharkov.ua/wp-content/uploads/2019/08/img028_1-1024x709.jpg)
В результате к 1998 году количество подвижного состава Малой Южной сократилось почти в два раза – осталось 2 тепловоза, 12 пассажирских и один грузовой вагон.
Вагонами состава “Орлёнок” наконец-то занялись – вагоны были заново окрашены, произведён ремонт ходовой части.
В конце 90-х один из вагонов (№4) стал заметно крениться в сторону – начали выходить из строя рессоры. Вагон был оперативно отремонтирован. Однако в течение двух недель по трассе Малой Южной курсировал состав из пяти вагонов.
В 1998 году при подготовке дороги к летнему сезону в крыше вокзала, над залом ожидания, была обнаружена немалых размеров трещина. Средств на немедленный ремонт не нашлось. В целях безопасности почти всё лето планёрки юных железнодорожников проводились в локомотивном депо – прямо на рельсах рядом с тепловозом.
![](https://children-railway.kharkov.ua/wp-content/uploads/2019/08/07_depo.jpg)
К слову, трещина эта сослужила и хорошую службу – в том же году зданием вокзала заинтересовалась некая фирма, которая планировала выкупить здание и устроить в зале ожидания… зимний сад с басейном. К счастью, ознакомившись с состоянием вокзала, руководство фирмы от идеи отказалось – было ясно, что здание не выдержит высокой влажности.
В 1999 году, после почти 10-летнего “забвения”, дорогой наконец-то занялись всерьёз. Капитальный ремонт коснулся всего. Был отремонтирован вокзал: укреплены стены, установлены пластиковые окна и двери, был перестроен купол, сделан ремонт во всех помещениях. Аналогичным образом были отремонтированы здания стрелочных постов. Над зданием учебного корпуса была возведена крыша.
![](https://children-railway.kharkov.ua/wp-content/uploads/2019/08/img196__-1024x719.jpg)
Ветхое здание кассы было заменено на более современное пластиковое.
![](https://children-railway.kharkov.ua/wp-content/uploads/2019/08/img195__-745x1024.jpg)
Рассыпающийся, ещё “советский”, асфальт на станции Парк был заменён на тротуарную плитку. Были демонтированы два деревянных здания, в которых в 70-80-е годы располагались магазинчики. Взамен на станции Парк появилось полноценное помещение для кафе, которое в течение нескольких лет исправно функционировало в дни работы ДЖД.
До 1999 года из шести стрелок Малой Южной только одна стрелка была оснащена автоматическим приводом – стрелка №1 на ст. Парк. После реконструкции автоматических стрелок стало четыре – ручными остались только тупиковая стрелка на ст. Лесопарк и стрелка №6 на ст. Парк. Обновилась сигнализация – были ликвидированы морально устаревшие замки системы Мелентьева, а все прожекторные светофоры 50-х годов были заменены на современные линзовые.
![](https://children-railway.kharkov.ua/wp-content/uploads/2019/08/img072_1-1024x722.jpg)
Совершенно преобразился вид станций – классический жёлтый цвет зданий сменился розовым (к неудовольствию многих юных железнодорожников), каким и остаётся до сих пор.
В том же 1999 году “взрослая” Южная железная дорога отмечала юбилей – 130 лет. В честь этого события состав “Орлёнок” был переименован в “Юбилейный”, а состав “Барвинок” из вагонов ПВ40 получил имя “Юность Южной”, которое он носит и по сей день.
В последний год ХХ века Малая Южная входила как вполне современная узкоколейная железная дорога.
Однако “лихие 90-е” напоследок отозвались настоящей трагедией – зимой 1999-2000 годов полностью сгорел вокзал станции Лесопарк. К счастью, обошлось без пострадавших.
Поджог так и не был раскрыт – по одной из версий, здание загорелось из-за окурка сигареты, оставленной ночевавшими в помещении бездомными. По другой – это была типичная для 90-х хулиганская выходка.
Далее: 2000-2009. В XXI век