Рельсы Малой Южной
- Что такое “клеймо” на рельсах и зачем оно нужно
- Раритетные рельсы на станции Парк
- Раритетные рельсы на станции Лесопарк
- Раритетные рельсы на перегоне Малой Южной (включая пл. Мемориал)
- Рельсы, лежавшие до реконструкции
- Куда делись раритетные рельсы с Малой Южной
- Перечень раритетных рельсов на перегоне
- Справка: откуда приехали рельсы на Малую Южную?
- – Венгрия
- – Российская империя
- – Германия
- – США
Малая Южная имеет немало исторических и технических достопримечательностей – это и уникальный подвижной состав, и самый старый вокзал среди ДЖД Украины, и современное компьютерное оборудование…
Мало кто обращает внимание на такую само собой разумеющуюся вещь, как рельсы. Между тем, рельсы, уложенные на Малой Южной, представляют немалый исторический интерес.
На отечественных детских железных дорогах обычно укладываются отечественные рельсы марки Р43, в некоторых случаях – облегченные рельсы, выпускающиеся для промышленных и лесовозных узкоколеек.
Однако на Харьковской детской железной дороге около 70% рельсов были выпущены довоенными заводами Германии, а небольшая часть рельсов вообще была выпущена в XIX веке – еще в Российской империи!
К сожалению, мы не знаем, какие рельсы были уложены на Малой Южной до войны. Однако известно, что во время войны оккупанты сперва разобрали рельсовое полотно, а затем, незадолго до освобождения Харькова, частично отстроили – трасса Малой Южной использовалась для подвоза снарядов на позиции в Лесопарке.
После освобождения Харькова путь Малой Южной частично восстановили из рельсов, брошенных немцами при отступлении. Откуда взялись еще около 2 км рельсов, в большинстве своем имеющих немецкое происхождение, мы можем только догадываться.
Велика вероятность того, что рельсы были взяты с военно-полевой узкоколейки, построенной немцами в Харькове и области в 1942 году. Дорога начиналась в районе Харьковского Тракторного завода и заканчивалась в районе сел Сороковка и Шестаково. После освобождения Харькова и области в 1943 году дорогу разобрали. Длина трассы этой узкоколейки составляла около двух десятков километров, то есть рельсов для Малой Южной должно было хватить с лихвой.
В ходе реконструкции полотна дороги 2014-2015 годов было заменено около километра рельсов – сейчас там уложены отечественные рельсы марки Р50. На остальной части трассы до сих пор лежат и, скорее всего, будут лежать еще не один год рельсы, представляющие собой самый настоящий железнодорожный раритет.
На сегодняшний день раритетное полотно сохранилось на участке от первого километрового столбика и до самой станции Лесопарк (включая саму станцию), а также в тупиках на ст. Парк.
Что такое "клеймо" на рельсах и зачем оно нужно
Каждый произведенный рельс в обязательном порядке маркируется заводом-изготовителем. Это необходимо, во-первых, для контроля качества, во-вторых, для своевременной замены изношенных рельсов.
Рельсы маркируются не краской или наклейкой, а рельефной надписью на самом металле рельса – она и называется клеймом.
Современные клейма содержат обычно: название или логотип завода-изготовителя, марку рельса и год выпуска.
Более старые клейма могут содержать и какую-то другую информацию. В каждой стране и в каждую эпоху стандарты клейм и их вид отличается.
Раритетные рельсы на станции Парк
До 2014 года на станции Парк лежали и отечественные рельсы, произведенные еще в Российской Империи, и немецкие, и даже один американский рельс. Рельсы отечественного производства, вероятно, сохранились с довоенной ДЖД.
В ходе реконструкции 2014-2015 годов большинство рельсов были заменены на отечественные. Раритетные рельсы ныне можно найти только в тупиках возле депо.
К сожалению, около половины клейм на рельсах прочитать не удалось – пути эти второстепенные и за ними ухаживают не так, как за магистральными и главными путями станций.
Те же, что сохранились – исключительно интересны.
На пятом тупиковом пути:
– единственный на ДЖД рельс американского производства, клеймо: SPARROWS POINT 1943. Как он попал на ДЖД – еще одна загадка Малой Южной. Этот путь строился позже, чем остальные пути станции, возможно, рельс – один из попавших в СССР по ленд-лизу…
– единственный на ДЖД рельс с Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, 1895 года выпуска, клеймо: ДО IIII 95 КХАЖД СТАЛЬ
– отечественные рельсы с клеймами:
- НОВ РОС ОБЩ VI 91 СТАЛЬ,
- ДО IIII 95 КХАЖД СТАЛЬ,
- ДО XI 96 СТАЛЬ,
- ДО VIII 93 СТАЛЬ,
- 92 ТМО VIII 1904 – единственный на ДЖД рельс этого производителя.
На четвертом тупиковом пути удалось прочитать только одно клеймо: OSNABRUCK 1923
Раритетные рельсы на станции Лесопарк
Около половины рельсов, уложенных на станции Лесопарк, имеют, к сожалению, нечитаемые клейма. Большинство рельсов, которые удалось идентифицировать – отечественные, отлиты еще во времена Российской Империи. В то время на рельсы наносились два клейма – завода-изготовителя и дороги-заказчика.
Производитель большинства рельсов – Новороссийское общества подъездных путей, г. Юзовка, сейчас – Донецк.
Встречаются также рельсы производства Южно-Российского Днепровского металлургического общества – сейчас это Днепровский металлургический комбинат (г. Каменское, ранее – Днепродзержинск).
Большинство рельсов создавалось по заказу Московско-Киево-Воронежской железной дороги – так с 1893 по 1912 год называлась частная железная дорога, в которую входил и Харьковский узел.
Итак, на станции Лесопарк можно увидеть рельсы с клеймами:
НОВ РОС ОБЩ II 900 МКВЖД – 1900 год, 3 шт.
ЮРДМО – 1900 и 1901 г. – 3 шт.
ДО 1900 г. – 1 шт.
НОВ РОС ОБЩ МКВЖД: 1899 г. – 2 шт.
НОВ РОС ОБЩ III 900 МКВЖД: 1900 г. – 1 шт.
На стрелках встречаются немецкие рельсы BVG Bochum.
Самый старый рельс, использующийся на Малой Южной, находится на ст. Лесопарк – это рельс выпуска 1889 года с клеймом НОВ РОС ОБЩ V 89 СТАЛЬ МКВЖД. Находится он между гидроколонкой и тупиком.
Раритетные рельсы на перегоне Малой Южной (включая пл. Мемориал)
Начиная от первого проходного светофора (в сторону Лесопарка) на достаточно большом участке трассы (до Белого моста включительно) уложены рельсы 1939-1940 годов немецких заводов GHH, TYSSEN и KLOCKNER.
Попадаются исключения – в районе пикетного столбика №3 можно увидеть рельсы из XIX века – заводов UNION и KRUPP выпуска 1899 года.
После Белого моста рельсы предвоенных лет заканчиваются – примерно здесь заканчивалась довоенная трасса Малой Южной и, видимо, от этого места укладывались рельсы, взятые из иного источника, что косвенно подтверждает версию их происхождения с узкоколейки Харьков-Шестаково.
Почти все рельсы, на которых удается прочитать клеймо завода изготовителя, уложенные на протяжении этих двух километров – немецкого производства, но годы выпуска – от 1898 до 1913!
К сожалению, на некоторых рельсах клеймо уже невозможно прочитать, а кое-где оно вообще отстутствует. Удалось разыскать и опознать рельсы:
AHAV: 1904 года – 9 шт.
B.V.G.BOCHUM: 1892, 1898, 1902 гг. – 5 шт.
BURBACH: 1908 г. – 1 шт. Кроме того, имеется еще три рельса с клеймом BURBACH, однако без четкого года выпуска (вероятно, 1928 и 1929).
DIOSGYOR: 1904 г. – 1 шт, единственный рельс производства Венгрии на ДЖД
GHH: 1898, 1900, 1905, 1906, 1913, 1939 гг. – всего 12 шт.
HB&HV: 1905 и 1906 гг. – 4 шт.
HOESCH: 1897, 1898, 1899, 1906 и 1908 гг. – 6 штук
HUTTE F.REIDE: 1903 г.
KRUPP: 1904 гг.
OSNABRUCK: 1899, 1901, 1902, 1905, 1906 и 1907 гг. – всего 20 штук
RSW: 1897, 1913, 1918 гг. – всего 7 шт.
THYSSEN: 1940 г. – 1 шт.
UNION: 1897, 1899, 1901 и 1911 гг. – всего 10 шт.
W-ST.BOCHUM: 1897 и 1908 гг. – всего 27 штук
ST.I.BOCHUM: 1907 г. – 1 шт.
Как видно, большинство рельсов – немецкие. Для постройки трассы Малой Южной трудилась вся довоенная Германия!:)
Кроме того, между пикетными столбиками №№ 8 и 9 на втором километре уложены отечественные, сталинских времен рельсы с клеймом ЗА О.Г.З. II 1938 Б – 3 шт.
Подробный список раритетных рельсов с указанием местоположения приведен в конце статьи.
Помимо рельсов, сталелитейные заводы производят и сопутствующие детали верхнего строения пути. На перегоне Малой Южной, кроме рельсов, можно увидеть и исторические подкладки (так называется деталь крепления, которая находится между рельсом и шпалой).
Перечень клейм производителей подкладок тоже внушителен: A.H.A.V., Burbach, GHH, Krupp, а также клейма производителей, рельсов которых на Малой Южной нет – только подкладки: PHXR11 и SGF.
Список заводов-производителей исторических рельсов и их краткая история приведены в конце статьи.
Рельсы, лежавшие до реконструкции
На станции Парк были уложены, как минимум, рельсы:
- HOESCH 1900
- BURBACH 1913
- 62 НОВ. РОСС. ОБЩ. Х 99 МКВЖД (1899 год)
- ОПЗ 96 ХI Рб ЖД – данное клеймо вызывает вопросы, вероятно, прочитано не правильно.
- KRUPP 1904
- OSNABRUCK 1907
- RSW 1897
- от выходной стрелки ст. Парк до переезда – RSW 1897
От переезда и до Красного моста включительно (до пикетного столбика №7) были уложены отечественные рельсы марки Р43 1961 года.
От пикетного столбика №7 до первого километровго столбика – GHH, TYSSEN и KLOCKNER выпуска 1939-1940 гг.
Куда делись раритетные рельсы с Малой Южной
Как уже говорилось выше, в ходе реконструкции немалое количество рельсов было заменено на отечественные. Раритетные рельсы должны были отправиться на переплавку, однако, благодаря усилиям харьковских любителей железных дорог (включая авторов сайта), сотрудников музея ЮЖД и особенно – Евгения Козлова, самые редкие рельсы удалось сохранить для истории.
Снятые исторические рельсы на ст. Парк. 8 сентября 2014 г.
Ныне они находятся в музее Южной железной дороги. Рельсы были отреставрированы, для предотвращения дальнейшей коррозии покрыты лаком, клейма, для удобочитаемости, выделены золотистой краской.
Рельсы с Малой Южной в музее Южной железной дороги
Перечень раритетных рельсов на перегоне
В представленной таблице "левый" и "правый" рельсы – по направлению от ст. Парк в сторону ст. Лесопарк. Знак вопроса означает отсутствующее либо нечитаемое клеймо.
Левый рельс | Правый рельс |
Второй километр | |
Пикет №1 | |
GHH 1939 | GHH 1939 |
GHH 1939 | TYSSEN 1940 |
GHH 1939 | GHH 1939 |
TYSSEN 1940 | GHH 1939 |
Пикет №1, знак „С” | |
TYSSEN 1940 | |
TYSSEN 1940 | |
GHH 1939 | GHH 1939 |
? | ? |
Пикет №3 | |
TYSSEN 1940 | |
KLOCKNER 1940 | |
GHH 1939 | |
UNION 1899 | |
KRUPP 1899 | TYSSEN 1940 |
Пикет №4 | |
GHH 1939 | |
Белый мост | |
GHH 1939 | |
GHH 1898 | |
GHH 1939 | GHH 1939 |
KRUPP 1904 | HB&HV 1906 |
TYSSEN 1940 | |
UNION 1899 | |
Пикет №5 | |
OSNABRUCK 1907 | UNION 1901 |
OSNABRUCK 1905 | DIOSGYÖR 1904 BA |
OSNABRUCK 1907 | |
OSNABRUCK 1902 | HOESCH 1897 |
AHAV 1904 | OSNABRUCK 1902 |
Пикет №6 | |
OSNABRUCK 1906 | |
HOESCH 1898 | |
HUTTE F. REIDE 03 | |
Переход через путь | |
B.V.G. BOCHUM 1902 | UNION 1901 |
W-ST. BOCHUM 1908 | HOESCH 1906 |
OSNABRUCK 1901 | |
W-ST. BOCHUM 1897 | |
OSNABRUCK 1907 | W-ST. BOCHUM 1908 |
Пикет №7 | |
AHAV 1904 | OSNABRUCK 1905 |
GHH 1906 | |
HOESCH 1908 | W-ST. BOCHUM 1908 |
W-ST. BOCHUM 1908 | OSNABRUCK 1901 |
W-ST. BOCHUM 1908 | ST. I. BOCHUM 1907 |
AHAV 1904 | AHAV 1904 |
GHH 1900 | HB&HV 1906 |
W-ST. BOCHUM 1908 | GHH 1900 (плохо читаемо) |
Пикет №8 | |
W-ST. BOCHUM 1908 | OSNABRUCK 1899 |
HOESCH 1899 | ЗА О.Г.З. III 1938 Б |
ЗА О.Г.З. III 1938 Б | |
OSNABRUCK 1902 | ЗА О.Г.З. II 1938 Б |
OSNABRUCK 1902 | |
Пикет №9 | |
HB&HV 1906 | W-ST. BOCHUM 1908 |
GHH 1900 | OSNABRUCK 1905 |
OSNABRUCK 1902 | HOESH 1898 |
B.V.G. BOCHUM 1892 | GHH 1898 |
B.V.G. BOCHUM 1898 | |
UNION 1899 | UNION 1897 |
Пикет №10 | |
GHH 1913 | GHH 1913 |
UNION 1899 | W-ST. BOCHUM 1897 |
W-ST. BOCHUM 1908 | W-ST. BOCHUM 1908 |
AHAV 1904 | |
AHAV 1904 | AHAV 1904 |
W-ST. BOCHUM 1908 | |
UNION 1911 | GHH 1905 |
Светофор, начало третьего километра | |
OSNABRUCK 1902 | W-ST. BOCHUM 1897 |
W-ST. BOCHUM 1908 | W-ST. BOCHUM 1908 |
Третий километр | |
Пикет №1 | |
W-ST. BOCHUM 1908 | AHAV 1904 |
W-ST. BOCHUM 1908 | |
AHAV 1904 | W-ST. BOCHUM 1897 |
W-ST. BOCHUM 1908 | W-ST. BOCHUM 1908 |
W-ST. BOCHUM 1908 | |
Платформа „Мемориал” | |
UNION 1901 | |
Пикет №3 | |
UNION 1901 | |
Пикет №4 | |
UNION 1901 | HB&HV 1905 |
OSNABRUCK 1905 | |
W-ST. BOCHUM 1908 | W-ST. BOCHUM 1908 |
BURBACH I 28 T S 30 7 ➸ 65 | OSNABRUCK 1902 |
B.V.G. BOCHUM 1898 | OSNABRUCK 1901 |
Пикет №5 | |
RSW 1897 | W-ST. BOCHUM 1908 |
BURBACH IV 29 T S 30 7 ➸ 65 | |
RSW 1897 | BURBACH XII 28 T S 30 7 ➸ 65 |
Пикет №6 | |
B.V.G. BOCHUM 1898 | OSNABRUCK 1901 |
RSW 1913 | RSW 1897 |
RSW 1918 | |
RSW 1918 | W-ST. BOCHUM 1908 |
Пикет №7 | |
RSW 1897 | ROECHLING IX 29 TS 30 7➸65 |
GHH 1913 | |
W-ST. BOCHUM 1908 | |
GHH 1913 | BURBACH 1908 |
Справка: откуда приехали рельсы на Малую Южную?
В этом разделе собраны данные о некоторых заводах, рельсы с которых эксплуатируются на Малой Южной.
Исторические рельсы на Малой Южной родом из четырех стран: Венгрия, Германия, Российская империя и США.
Венгрия на Малой Южной представлена одним рельсом производства завода DIOSGYÖR.
Первоначально производство было развернуто у городка Ómassa, северо-восток современной Венгрии. Доменные печи были построены в 1770 г. В 1870 г. производство перенесено в Diosgyor (ныне входит в г. Мишкольц). В 1882 г. завод сильно пострадал от пожара, однако был быстро восстановлен. Перед Первой мировой завод в Мишкольц считался основным поставщимком металлоконструкций в Австро-Венгрии. До 1900 г. одним из основных направлений производства была поставка рельсовой стали.
В первые годы ХХ века темпы строительства ЖД в Австро-Венгрии снизились приблизительно в 2-3 раза, что негативно сказалось на заводе, он вынужден был кооперироваться с машиностроительным заводом MAVAG. С 1905 г. завод производит также вооружения, в т.ч. снаряды. После Первой мировой завод пережил кризис, с 1935 по 1938 частично не работали доменные печи, однако во второй половине 1930-х завод быстро наращивал производство.
После Второй мировой еще 10 лет завод проработал в составе МАВАГ, однако в 1955 г. был выведен в отдельное предприятие. С конца 1980х у завода были постоянные финансовые проблемы, в 2009 г. он был окончательно закрыт. На настоящее время предполагается восстановление завода.
Российская империя представлена следующими производителями:
Днепровское общество (клейма рельсов "ДО" и "ЮРДМО") – сейчас это Днепровский металлургический комбинат (г. Каменское, ранее — Днепродзержинск). Завод построен в 1887-1889 годах. Завод строился под руковоством Южно-Русского Днепровского металлургического общества, в котором треть капитала принадлежала французам. После революции 1917 года завод был законсервирован и вновь открыт в 1925 году. В 1949 году заводу было присвоено звание «Лучший металлургический завод Советского Союза», в 1966 году завод был награждён высшей наградой СССР — орденом Ленина.
В 1999 году завод был преобразован в ОАО «Днепровский металлургический комбинат им. Ф. Э. Дзержинского».
"Завод Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства" (клейма НОВ. РОС. ОБЩ. ХХХХ) – завод в селе Юзовка (сейчас – г. Донецк), построенный в 1871 году на средства английского промышленника Джона Юза, который и стал главным акционером новосозданного общества. Выпуск рельсов на заводе начался в 1879 году.
В настоящее время – ЗАО «Донецксталь» – металлургический завод» (до 2002 года – ОАО "Донецкий металлургический завод").
Клеймо "ЗА О.Г.З." – рельсы выпущены одним из заводов, входящих в наши дни в ЧАО «Металлургический комбинат "Азовсталь", г. Мариуполь.
Таганрогский металлургический завод (клеймо ТМО), г. Таганрог.
Основан в 1896 году Таганрогским металлургическим обществом под руководством бельгийцев. Первая продукция вышла из цехов завода 27 сентября 1896 года. В период Первой мировой войны завод выпускал военную продукцию. После революции 1917 года и последовавшей гражданской войны завод едва не был закрыт, однако благодаря вмешательству Ф. Э. Дзержинского завод начали по новой отстраивать.
Во время оккупации фашистами завод был полностью разрушен. После освобождения Таганрога в 1943 году завод начали восстанавливать.
После распада СССР в 1991 году производство на заводе значительно сократилось. Предприятие было превращено в акционерное общество и несколько раз меняло собственников.
В настоящее время носит название ПАО "ТАГМЕТ" (Публичное акционерное общество "Таганрогский металлургический завод").
Германия представлена самым большим количеством производителей. К сожалению, пока нам не удалось собрать данные обо всех производителях – многие заводы уже не существуют. Однако с краткой историей самых значительных из них можно ознакомиться ниже.
ARBED Konzerns, клеймо BURBACH – Aciéries Réunies de Burbach-Eich-Dudelange (Объединенный концерн по производству металлоконструкций Бурбах и Дуделанж). заводы соответственно в земле Северный Рейн — Вестфалия Германии и в Люксембурге.
Концерн, возникший как объединение заводов и горнодобывающих предприятий в конце XIX века. Завод в г. Бурбах выплавлял чугун с 1871 г, сталь с 1880 г., в 1902 г. был переоборудован прокатный стан, в 1904 г. появились мощности для производства проволоки, в 1907 г. построен новый завод по выплавке стали, в 1909 – собственная электростанция, в 1911 – предприятие по производству аммония. Руда, добываемая в Люксембурге, перевозилась в Бурбах для дальнейшей переработки. К началу Первой мировой объединение производило 1100000 т. стали и охватывало 60% рабочих мест среди задействованных в промышленности Люксембурга. После Первой мировой завод был практически разрушен и прекратил работу. С 1920 г. район был под патронатом Лиги Наций, что позволило значительно обновить и отстроить производство, однако завод был снова сильно разрушен за годы Второй мировой, в 1946-1947 гг был практически выстроен заново. В 1971 г. произошло слияние с ROECHLING, однако в 1975 г. по причине всемирного сталепроизводственного кризиса предприятие было сильно реструктуризировано (то бишь сокращено: свернуто производство чугуна, свернуто предприятие по переработке вторчермета). В 1982 г. произошло новое объединение – с Neunkirchen iron and steelworks AG в "Arbed Saarstahl GmbH". Все подразделения производства, за исключением мощностей по производству проволоки, были постепенно остановлены, производство проволоки (завод на 700 рабочих мест) существует по сей день. Люксембургская часть концерна в объединениях с ROECHLING не участвовала, однако была в 1995 г. объединена с KLOCKNER и после 1997 г. постепенно закрыта.
"Бохумский клуб", клейма B.V.G. BOCHUM, ST. I. BOCHUM, W-ST. BOCHUM, BVS BOCHUM:
Клеймо B.V.G. BOCHUM – Бохумская ассоциация горнодобывающей и литейной промышленности, Bochumer Verein für Gussstahlfabrikation, BVG. Ныне существует как Bochum Traffic Engineering GmbH (ООО Бохум транспорт и инженеринг). Металлургическое предприятие со штаб-квартирой в г. Бохум (Германия), в начале ХХ вера – основной конкурент заводов Тиссен и Крупп. Выплавкой стали завод занимается с 1842 г. Во время Франко-Прусской войны предприятие выполнило несколько заказов на поставку стальных пушек. В 1870-х входило в картель по поставкам продукции для железных дорог вместе с другими крупными стелелитейными предприятиями того времени (Krupp, Phoenix, Dortmunder Union и др.). В 1912 г. предприятие начало масштабную модернизацию, которая не была закончена до войны. На предприятии широко использовался труд пленных и женщин. В 1926 г. BVG прекратило производство материалов для железных дорог, как рельсов, так и деталей вагонов. С конца 1934 г. BVG регулярно выполняет заказы Вермахта. После войны заводы сильно пострадали и в 1950 г. были фактически открыты заново. С 1953 г. было возобновлено производство рельсового проката. С 1958 г по 1988 г. BVG, как и Klockner, контролируется концерном ТиссенКрупп, однако постепенно, с 1988 по 1998 г. выходит из него и с 1998 г. снова существует как самостоятельное предприятие.
Клеймо ST. I. BOCHUM – Gesellschaft für Stahlindustrie, Bochum, часть BVG.
Клеймо W-ST. BOCHUM – Walzwerk Stahl-Industrie Bochum
Клеймо BVS BOCHUM – Bismarck-Hütte, Abteilung Bochum. Аналогично. Работал с 1889 г, Входил в "Вестфальские заводы", в 1926 г. перешел под управление "Бохумского клуба"
HUTTE F. REIDE – точных данных нет. Дословный перевод надписи – "Завод на Райде", по всей видимости, в окрестностях бывшего городка Straßberg, земля Саксония-Анхальт. С большой вероятностью закрыт в конце ХХ века, как большинство заводов этого района (к примеру, з-д в Дессау).
ROECHLING – Металлургический завод в Фёльклингене (нем. Völklinger Hütte) — одно из старейших железоплавильных предприятий и крупнейший металлургический комбинат в Европе. Завод проработал с 1873 по 1986 годы, после чего стал эксплуатироваться как индустриальный музей. С 1994 года включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, став первым в мире промышленным памятником с международным статусом. Основан в 1873 г. В 1881 году обанкротившийся завод продали с аукциона Карлу Рёхлингу. Имел 6 печей, построенных с 1882 по 1903 гг., коксовые батареи, строившиеся с 1897 г., монорельсовую систему для обслуживания доменных печей с 1911 г. В годы войны для работы на заводе привлекалось до 14 тыс. остарбайтеров. Был крупнейшим предприятием по выплавке чугуна в Германии, по состоянию на 1965 г. на заводе работали 17 000 человек, однако после кризиса 1970-х гг. оказался в неблагоприятной ситуации и был закрыт в 1986 г, в том же году приобрел статус памятника.
Hörder Bergwerks- und Hütten-Verein (клеймо – HB&HV). "Хёрдерский горнодобывающий и металлопромышленный клуб", компания в г. Дортмунде. Одно из старейших предприятий Рурской области. Горнодобывающие предприятия работают с начала 1850-х гг (1852-1854). С 1882 г. обновлен прокатный цех, начат выпуск проката различных марок, в т.ч. рельсового проката. С 1897 г. имел собственные шахты в Шлезвиг-Гольштейне. К 1906 году предприятие объединилось с Phoenix AG и производило 500 000 тонн чугуна в чушках в год. Между предприятиями Феникс и Хёрдер через центр города проходила выделенная железнодорожная линия для перевозки горячего агломерата. После войны завод был реорганизован, входил в Dortmund-Hörder Hüttenunion AG (DHHU), в 1966 г. был поглощен "HOESCH", после – Крупп в 1992 г., однако в 1998 г. был признан нерентабельным, в связи с чем западный завод (бывший "Феникс") был закрыт в том же 1998 г., а восточный – собственно, Хёрдер – в 2001. Оборудование продано в Китай. Строения заводов частично обрушились в 2010 г. из-за снегопадов, но все еще не снесены.
KLOCKNER – предприятие основано братьями Клокнер в 1906 г. в Дуисбурге, как компания по продаже стали.
В 1923 г. Клокнер вкладывают средства в Georgs-Marien-Bergwerks- und Hüttenverein, в объединение "Georgsmarienhütte bei Osnabrück", в заводы в Дюссельдорфе и в Кастроп-Раукселе (Klöckner -Works AG Rauxel Berlin), однако уже в 1926 г. Клокнер, чтоб не зависеть от партнеров, отделяет свой капитал, работает по названием "Vereinigte Stahlwerke". По состоянию на 1930 г. предприятие (с учетом экономической обстановки!) было на первых позициях по производству стали (40%) и угля (20%) в Германии, однако в результате мирового экономического кризиса оказалось на грани банкротства и было национализировано, после прихода к власти нацистов – приватизировано ими, было одним из основных поставщиков мателлических изделий военного назначения. В годы Второй мировой дополнительное производство изделий из стали было развернуто также в Кёльне и Хагене, однако предприятие было практически полностью разрушено в конце войны. Возрождено вместе с HB&HV, Thyssen-Hütte AG, Rheinstahl (RSW), и Bochumer Verein в начале 1950-х. В конце 50-х – начале 60-х строится новый завод в Бремене, осваивается производство эластичных пленок и изделий из пластмасс. Предприятие пережило кризис стальной промышленности в 1970-х, но в начале 1990-х ситуация сложилась неудачно, Клокнер вынужден был продать производство автодеталей в 1994 году, а производство пластмасс – в 2001. Тем не менее, завод Клокнер существует по сей день, в частности, работают производства эластомеров.
Gute Hoffnungshütte (клеймо GHH) – Предприятие основано как рудники Св. Антония в 1758 г. в Оберхаузен-Остерфельде, Рурская область. Является одним из старейших металлургических предприятий Рурской обл. Германии.
Название GHH (Gute Hoffnungshütte, Рудники Доброй надежды) употребляется с 1808 года после объединения заводов "St. Antony" (св. Антония), "Gute Hoffnung" (Доброй надежды), и "Neue Essen" (Новая сила). Однако официально предприятие называлось JHH по фамилиям совладельцев (Jacobi, Haniel, Huyssen). С 1820 г. предприятие производит металлопрокат с различным профилем, в т.ч. рельсы, а также паровые машины и, с 1840 г. – пассажирские локомотивы. В 1854 г. приобретает еще рудники и шахты в Рурской обл. С 1873 г. завод работает под именем Общество угледобывающих и металлургических предприятий Доброй надежды, с прежним сокращением G.H.H. Во время экономического кризиса и гиперинфляции в Германии в 1921-23 гг. GHH приобрело и объединилось с Гамбургскими верфями, Аугсбургским механическим заводом, Деггендорфскими верфями и АО "Машиностроительный завод Аугсбург-Нюрнберг" (MAN). Во время войны предприятие выпускало помимо дизельных автомобилей танки Pz Kpfw V "Пантера". После Второй мировой предприятия снова разделились и объединились повторно уже в 1986 г, когда GHH пережил кризис, был реорганизован и вошел в существующий по сей день концерн MAN AG.
Fríedrich Krupp AG (клеймо KRUPP) – крупнейший немецкий промышленный концерн. Первое производство открылось в 1860 году в городе Эссен. Концерн, помимо выплавки стали и сталелитейной продукции, занимался добычей угля, производством транспорта и военных машин (в т.ч. танков). Перед началом Второй мировой войны – с 1936 года – заводы Круппа выпускали только продукцию военного назначения, полностью исключив "гражданское" производство. Во время войны Krupp был основным производителем военной техники для нужд Вермахта. По окончании войны концерн находился в плачевном состоянии – около 70% производственных площадей было разрушено.
После окончания войны концерн, по решению стран-победительниц, подлежал полной ликвидации, однако в 50-х годах на территории ФРГ началось восстановление производств. В 80-х годах Krupp снова стал ведущим производителем стали в Германии.
В 1999 году произошло объединение с концерном Thyssen. Теперь концерн называется ThyssenKrupp AG и является ведущим производителем стали в мире.
Thyssen AG (клеймо THYSSEN) – один из крупнейших немецких производителей стали, основанный в 1891 году в городе Дуисбург. Во время Второй мировой войны внес значительный вклад в военную экономику Германии. После войны, как и концерн Krupp, предприятие было ликвидировано, производственные площади разделены между несколькими независимыми предприятиями. В 1950-60-е годы предприятия снова были объединены в Thyssen Group. В 1999 году компания объединилась с концерном Krupp.
Georgsmarienhütte (клеймо OSNABRUCK), в пригороде г. Оснабрюк, Нижняя Саксония.
Назван первоначально в честь короля и королевы Ганноверских Георга V и Марии. Основан в июле 1856 г. для разработки местного месторождения руды. В 1885 г. горнодобывающее производство объединилось со сталелитейным в том же пригороде Оснабрюк. В 1904 г. открыт мартеновский цех. В 1952 г. был открыт второй мартеновский цех, к 1965 г. завод имел 6 прокатных цехов. С 1923 г. по 1993 г завод входил в группу Клокнер (Klöckner-Werke AG), однако в момент кризиса последней выделился снова в самостоятельную организацию. Завод работает по сей день, входит в концерн из приблизительно 40 предприятий и является ведущим в нем, производит высококачественные легированные стали, приблизительно 80% – для электрической промышленности и автомобилестроения.
Aachener Hütten-Aktien-Verein (клеймо AHAV), район Роте-Эрде, г. Аахен, Северный Рейн-Вестфалия.
Завод был основан в 1846 г. как OHG Piedboeuf & Co, Aachener Walz- und Hammerwerk. В 1851 г. объединен с предприятием Карла Руэца. Объединение получило название Aachener Hütten-Aktien-Verein Rothe Erde, откуда и сокращение A.H.A.V. В районе Роте Эрде тогда не существовало доменных печей, однако завод в Аахене имел свой сталеплавильный цех. Доменные печи были в Люксембурге и в Лотарингии, тогда принадлежавшей Германии. По состоянию на 1890 год завод в Аахене производил 1 млн.т. металлоконструкций в год и был безусловным лидером среди немецких металлургических заводов. В 1912 г. AHAV принадлежало 11 печей в Люксембурге (ARBED, объединенной с Бохум – 15). После Первой мировой было нарушено сообщение между частями предприятия в Люксембурге и Лотарингии, завод просуществовал еще до 1926 г, однако не пережил финансового кризиса и был полностью закрыт в 1926 г.
Rheinische Stahlwerke, Herne (клеймо RSW), г. Майдерих-Бек, Дуисбург, Северный Рейн-Вестфалия.
Фактически основано в 1870 г. как "Рейнское общество металлоконструкций" Бартольдом Шурмондтом в Париже. В 1872 г. название сменено на "Рейнский сталелитейный завод" (Rheinische Stahlwerke). Покупка лицензии на производство по Томас-процессу позволила предприятию быстро выйти на ведущие позиции. Уже в 1880 г. в на выставке в Дюссельдорфе продукция "Рейнстали" была удостоена серебряной медали. В 1881-1882 гг. строится новый прокатный стан, позволявший прокатывать рельсовые плети до 20 м длиной. В 1884 и 1887 гг в Дуйсбурге строятся новые доменные печи, в 1898 г. приобретается угольная шахта Центрум в Бохуме и в Дуйсбурге строится третья очередь завода. На 1908 г. Рейнсталь производит до 400000 т чугуна в чушках в год. В 1926 г. предприятие вынуждено было объединиться с Тиссен, Феникс и Бохумским клубом, но сохранило собственную марку и не прекратило производство. После войны в результате разукрупнения предприятие было выделено в самостоятельную организацию с названием Rhine Stahlunion mechanical engineering AG, в 1952 г. Рейнсталь объединилась с Ханомаг и в 1969 с Хеншель-Кассель, однако оба эти подразделения перешли под управление Даймлер-Бенц в 1971 г. В начале 1970-х Рейнсталь в следствие тяжелого финансового состояния и невозможности реструктуризации перешла под управление Тиссен. Марка "Рейнсталь" просуществовала до 1976 г., хотя фактически с 1973 г. предприятие входила в концерн Августа Тиссена.
Hersteller HOESCH, Dortmund, (клеймо HOESCH. Поскольку предприятие выпускало много стали на экспорт, на некоторых клеймах написание названия может отличаться).
Основано в Дортмунде (Рурская область) Леопольдом Хойшем с сыновьями Вильямом и Альбертом, в 1871 г. Благополучно пережив годы последовавшей за биржевым крахом 1873 г. неблагоприятной экономической обстановки, предприятие объединилось в 1899 г. с Дортмундским коксохимическимм предприятием Kaiserstuhl и Вестфальскими угледобывающими шахтами. В годы Веймарской республики предприятие избежало объединения с Union, в 1930 г. приобрело угольные шахты в Эссене. Восстановленное в послевоенные годы, HOESCH объединился, наконец, с UNION в середине 1960-х. После объединения на предприятии работали 20% (!) жителей Дортмунда. В результате кризиса 1970-х Хойш вынужден был объединиться с Koninklijke Hoogovens (Голландским государственным сталелитейным заводом. Однако уже в 1982 г. обединение было отменено, предприятия разделились, но благодаря усилиям руководителя предприятия, Детлева Рохведдера, предприятие было спасено от банкротства. Через 10 лет, в 1991 г., Хойш был выкуплен ТиссенКрупп, и, несмотря на акции протеста в 1991 и 1999 году, производство постепенно сворачивается. Выплавка стали полностью прекращена в 2001 г., однако некоторые подразделения все еще работают по сей день.
Hersteller UNION D (Union Dortmund), Union, AG für Bergbau, Eisen- und Stahl-Industrie (клеймо UNION) – Дортмундское объединение горнодобывающей, металлургической и сталелитейной промышленности.
Объединение было сформировано в 1872 г. слиянием сталелитейного производства Henrichshütte в Геттингене, угледобывающих шахт Zeche Carl Friedrich Erbstollen в Бохуме, "металлургической ассоциации Новой Шотландии" в Хорст-Эссене (Эссен, Рурская область), и Дортмундских заводов. В 1884 г. на предприятиях Объединения была произведена масштабная модернизация, в 1887 и 1899 Объединение приобрело дополнительные шахты. В годы Первой мировой войны "Объединение" было в числе ведущих поставщиков металлопроката и основным поставщиком брони для немецкой армии. В 1926 г. в "Объединение" вошли частично также мощности "Немецко-Люксембургского горнодобывающего металлургического общества" (Deutsch Lux, DL, Дюссельдорф). В годы войны "Объединение" сотрудничало с лагерем Бухенвальд. В результате кампании по разукрупнению и реорганизации металлургической промышленности в конце 1940-х гг "Объединение" реорганизовано в Dortmund-Hörder Hüttenunion AG, в 1960-х гг вошедшее в HOESCH до фактического закрытия последнего в 1991.
Phoenix AG für Bergbau und Hüttenbetrieb (клеймо PHXR11) – Горнодобывающе-металлургическое ООО Феникс. Располагалось в г. Дортмунд, р-н Хёрде. Основано совместно A.W. Hüffer и T.F. Michiels в 1852 г. При создании была поставлена цель – самостоятельное производство стали, включая все этапы – от добычи до проката. В 1855 г. произошло поглощение Société des Mines et Fonderies du Rhin Ch. Détillieux & Co. Феникс владел доменными печами в Лааре, Эссене, шахтами в Нассау.
Предприятие развивалось, достигнув в 1872 г. производства 35 000 тонн продукции в год. Основной продукцией стали рельсы, прокат для железнодорожных нужд, ободы и колесные пары. В 1873 году развитие железных дорог замедлилось, в сталелитейной отрасли наметился кризис, продолжавшийся до 1880 года, однако Феникс успешно пережил годы кризиса. С 1882 снова наметился рост производства, большую долю продукции составили уже низкоуглеродистые стали. С 1896 года для Феникса начинается череда слияний и поглощений: поглощение Meidericher Steinkohlenbergwerks-AG (1896), слияние с Westphalian Union (1898), с Nordstern (1907). В 1906 Phoenix сливается с Hörder mining and metallurgical association в 1908 штаб-квартира переводится в Дортмунд, в 1921 – в Дюссельдорф. В 1926 Phoenix выступает соучредителем Vereinigte Stahlwerke AG. В результате реорганизации United Steelworks AG становится основным предприятием, Феникс до 1933 года остается принадлежащей United Steelworks торговой маркой. После Второй мировой войны происходит разделение предприятий, с 1947 года владельцем контрольного пакета акций становится Амелия Тиссен (вдова Франца Тиссена). В 1966 году происходит еще одна реорганизация, Феникс полностью сливается с Thyssen AG Röhrenwerke. Завод Феникс, к 1992 году проданный Крупп, полностью закрыт в 1998 году (см. HB&HV)
Sächsische Gußstahlwerke Döhlen (клеймо S.G.F.) – Саксонский сталелитейный завод в Дёлене (г. Фрайталь), основан в 1855 году, недалеко от железнодорожной линии Дрезден-Фердау, открытой в 1842 году, и Рудными Горами (Erzgebirge, на территории современной Чехии). Предприятие быстро росло и занимало значительные территории вдоль Вейсерица (Weißeritz, калька с сербск. "Быстрица", короткий приток Эльбы). В годы Второй мировой предприятие сильно пострадало и оказалось в советской зоне оккупации. В 1947 году начато восстановление предприятия, оно вошло в "VEB Edelstahlwerk May 8, 1945" и стало ведущим поставщиком стали в ГДР (300 000 тонн в год). К 1990 году на предприятии работало около 2600 человек. После объединения Германии Тиссен была произведена неудачная попытка приватизации SGF. В 1992 году агентство по приватизации бывших народных предприятий попыталось (Treuhandanstalt) ликвидировать SGF, однако и это не удалось, в т.ч. в связи с массовыми акциями протеста, хотя число сотрудников уменьшилось в 4 раза. В 1993 г. предприниматель Rüdiger Winterhager прибрел предприятие как Sächsische Edelstahlwerke GmbH. Была произведена масштабная реструктуризация, обновлено оборудование, в 1998 году предприятие снова стало прибыльным, к 2010 г. производительность достигла 100 000 тонн стали в год. В настоящее время под именем BGH Edelstahl Freital является дочерним предприятием BGH Holding (Boschgotthardshütte).
США, как и Венгрия, представлены одним рельсом производства завода Maryland Steel Company.
Maryland Steel Company (клеймо SPARROWS POINT) – завод в г. Балтимор, штат Мэриленд. Завод начал выпуск стали в 1889 году.
В 1916 году приобретен Bethlehem Steel Corporation, штат Пенсильвания. В середине ХХ века завод являлся одним из крупнейших в мире производителей стали, производя около 610 000 тонн стали в год.
В конце XX века, после серии сокращений и банкротств, сменил несколько владельцев. В настоящее время принадлежит Renco Group.
Автор благодарит Евгения Козлова за неоценимую помощь в поиске и систематизации информации, на основании которой создавалась эта статья.
Авторы фотографий в статье: Евгений Козлов (большинство фото), Ivan, Сергей Попов.