2010-2020. Наши дни.
2010 год – год 70-летия Малой Южной – начался для дороги несколько тревожно. Харьковским городским советом было принято решение о постройке автомобильной дороги через Лесопарк. Новая автотрасса должна была пересекать путь Малой Южной неподалёку от станции Парк. Возникли обоснованные сомнения – возможно ли будет обеспечить безопасность детей? И не закроют ли в связи со строительством Малую Южную?.. Однако и руководство города, и руководство Южной железной дороги заверяли – новая дорога никак не повредит детской железной дороге.
К открытию дороги был проведён ремонт учебного корпуса – в здании заменили окна и двери, обновили кабинеты. Наконец-то были устранены проблемы с обогревом, тянувшиеся ещё с 1990 года: учебный корпус был утеплён.
В честь 70-летия детской магистрали было принято создать музей Малой Южной. Музей создавался при участии директора музея “взрослой” Южной Андрея Николаевича Прохорова.
1 мая 2010 года в присутствии начальника Южной железной дороги Виктора Николаевича Остапчука новый музей был открыт. Дорога была награждена юбилейной медалью к 70-летию.
![](https://children-railway.kharkov.ua/wp-content/uploads/2020/09/IMG_2456_-1024x768.jpg)
В конце мая 2010 года начались работы по прокладке новой дороги. Работы, а особенно вырубка нескольких сотен деревьев, вызвали неоднозначную реакцию среди харьковчан. В районе станции Парк проходили массовые протесты против строительства, случались и стычки активистов с правоохранителями.
До конца не было понятно, каким же образом будет устроено пересечение трассы детской дороги с автомобильной магистралью – шли разговоры и о постройке моста, и о оборудовании переезда… А в начале июня заговорили даже о продлении дороги до микрорайона Пятихатки – проект продления и оценка стоимости должна была разрабатываться в мэрии. Однако, если таковой и был разработан, то нам о нём ничего не известно.
В июне стало ясно, что единственное решение – постройка охраняемого переезда.
26 июля 2010 года движение на Малой Южной было остановлено – началось строительство железнодорожного переезда. Спустя три дня движение по дороге возобновилось, но со 2 августа дорога вновь закрылась.
![](https://children-railway.kharkov.ua/gallery/photos/15082015_74818458.jpg)
Открытие нового переезда вместе с возобновлением движения состоялось на День Города – 23 августа 2010 года. Переезд был оборудован четырьмя автоматическими и четырьмя ручными шлагбаумами, световой и звуковой сигнализацией. Было построено новое здание поста дежурного по переезду. Новый переезд стал крупнейшим автомобильным переездом на узкоколейках Украины и остаётся таким по сей день.
![](https://children-railway.kharkov.ua/gallery/photos/05082017_70947505.jpg)
Сегодня, спустя 10 лет, можно с уверенностью сказать, что переезд справляется со своей задачей – обеспечить безопасность движения по Малой Южной. К счастью, пессимистические прогнозы не оправдались.
Как уже упоминалось выше, в 2010 году Малая Южная отмечала 70-летний юбилей. Поздравить Малую Южную с юбилеем приехали не только делегации со всех детских железных дорог Украины, но и коллеги из ближнего и дальнего зарубежья – из Берлина, Будапешта, Минска, Кемерово, Кратово, Новосибирска. Праздник продолжался 4 дня – с 25 по 28 октября. 26 и 27 октября прошли торжества во Дворце спорта “Локомотив” им. Г. Кирпы. Дорога была награждена почётными грамотами.
В 2011 году был сделан ещё один шаг на пути модернизации дороги – на станции Парк и на новом переезде появилось видеонаблюдение. В том же году было заявлено о планах приобретения нового локомотива – тепловоза ТУ10 – и нового состава от 6 до 10 вагонов. Заявления об обновлении подвижного состава звучали и в следующем году, но, к сожалению, планы так и остались планами.
![](https://children-railway.kharkov.ua/gallery/photos/06082017_65729686.jpg)
В 2012-м году Харьков, в числе прочих городов, принимал у себя международный чемпионат по футболу – Euro-2012. Это событие отразилось и на Малой Южной – вокзал станции Парк был украшен баннерами, посвящёнными чемпионату, а для иностранных гостей объявления на станциях в и вагонах время от времени звучали на английском языке. На билетной кассе появилась английская надпись Cash.
1 мая, в день начала сезона, на дороге прошёл конкурс детского рисунка, посвященного Euro-2012. В этот же день дорогу посетили представители чешского предприятия Škoda Vagonka.
За время проведения чемпионата Малую Южную посетило несколько сотен иностранных гостей из Нидерландов, Германии, Польши и других стран.
2013 год выдался обычным рабочим годом, отметившись одним значительным событием – на Малой Южной прошёл IX Всеукраинский слёт юных железнодорожников. К слову, следующий слёт прошёл только спустя 6 лет: с 2014 по 2019 год, в связи с резким ухудшением экономической ситуации, проведение слётов было приостановлено. В октябре 2013 года в вокзале станции Парк была проведена первая в Харькове выставка железнодорожного моделизма, организованная энтузиастами при поддержке начальника Малой Южной Олега Павловича Маслова. Ещё две подобных выставки были проведены в мае и августе 2014 года.
5 июля 2014 года на Малой Южной был проведён интересный эксперимент: впервые состав “Юность Южной” работал в качестве основного поезда – обычно эту роль выполняет состав “Украина”.
![](https://children-railway.kharkov.ua/gallery/photos/17102015_66654620.jpg)
В том же 2014 году началась новая “рельсовая эпоха” Малой Южной – впервые в истории ДЖД Украины на детской железной дороге были уложены современные бетонные шпалы. Укладка первого участка – от переезда до входного светофора ст. Парк – началась 8 сентября, а уже 12 сентября первый участок пути на бетонных шпалах. 24 октября был сдан второй участок – от “красного” моста до путепровода. А 27 октября 2014 года, после закрытия сезона, началась грандиозная реконструкция станции Парк.
![](https://children-railway.kharkov.ua/gallery/photos/14092014_18293457.jpg)
Реконструкция была проведена по инициативе начальника Южной железной дороги Николая Григорьевича Уманца.
На станции должны были заменить пути, построить вторую платформу, а также навес над путями, защищающий вагоны от дождя и снега. В конце октября были сняты старые рельсы и выровняно земляное полотно. На зиму работы приостановили.
Весной 2015 года станция Парк, со снятыми рельсами и вагонами в тупиках выглядела жутковато. Уложат ли рельсы? Откроют ли дорогу?..
![](https://children-railway.kharkov.ua/wp-content/uploads/2020/09/Clipboard02-1024x917.jpg)
![](https://children-railway.kharkov.ua/wp-content/uploads/2020/09/Clipboard01-1024x487.jpg)
Однако опасения были безосновательными. 23 марта началась укладка бетонных шпал и новых рельсов, а также строительство навеса над путями станции Парк и второй платформы. Работы коснулись не только станционных путей – были модернизированы пути на первом километре трассы, а учебный полигон на станции Парк обзавёлся новыми светофорами – сдвоенным карликовым и двумя мачтовыми.
Дорога открылась традиционно 1 мая 2015 года – юбилейный 75 сезон открыли с артистами цирка и аниматорами. Швейным цехом при депо “Октябрь” (сейчас – Харьков-Главное) была пошита новая парадная форма.
Весной 2016 года замена путей продолжилась и к открытию сезона бетонные шпалы были уложены по всему первому километру трассы.
В 2016 году открытие сезона состоялось 2 мая – на “традиционный” день 1 мая выпадал праздник Пасхи.
В 2017-м году ушёл на заслуженный отдых начальник Малой Южной Олег Павлович Маслов. Новым руководителем стала Виктория Васильевна Шморгун, а её заместителем – Борис Олегович Трусов, ранее инструктор дороги, а в прошлом – юный железнодорожник. В конце года продолжилась модернизация пути – бетонные шпалы легли в начале второго километра трассы.
12 августа, впервые за много лет, на Малой Южной прошла встреча выпускников Малой Южной, которую посетило около ста бывших юных железнодорожников разных лет.
В сентябре дорогу посетили гости из “далёкого зарубежья” – на Малую Южную приехала команда блогеров из Китая.
Осенью этого же года впервые среди детских ж.д. Украины был запущен уникальный 3D-тур по Малой Южной. Увидеть его можно на официальном сайте Южной железной дороги и на нашем сайте.
Весной 2018 года уже почти «традиционно» был переложен на бетонные шпалы следующий участок трассы — от первого проходного светофора до Белого моста.
![](https://children-railway.kharkov.ua/gallery/photos/21042018_91425547.jpg)
В конце августа на Малой Южной проводился необычный конкурс – «Мистер Малая Южная», о котором написали даже некоторые харьковские новостные издания.
В октябре 2018 года ушла на заслуженный отдых Лидия Николаевна Микитась — последний инструктор Малой Южной «советского» периода.
В 2019 году модернизации дождалась станция Лесопарк – пути станции были переложены на бетонные шпалы. Работы завершились незадолго до открытия сезона – в конце апреля 2019 года.
![](https://children-railway.kharkov.ua/gallery/photos/26042019_89177987.jpg)
25 марта дорога попрощалась со своим “ветераном” – грузовым вагоном, находившемся на Малой Южной с 1946 года. Вагон был передан в музей Южной железной дороги, где находится и по сей день.
С марта по апрель был проведён капитальный ремонт тележек всех вагонов Малой Южной – в течение нескольких месяцев на станции Парк можно было видеть вагоны без тележек. Капитально отремонтировали и локомотивы – оба тепловоза получили новые пульты управления, а в тепловозе ТУ2-054 были полностью переделаны кабины.
22 апреля 2019 года. Фото Евгения Козлова.
К открытию сезона преобразилась станция Парк – по всей территории станции появилось множество дизайнерских элементов, ещё “советские” клумбы были переделаны по современным стандартам ландшафтного дизайна.
В июне 2019 года возобновились слёты юных железнодорожников – X Всеукраинский слёт проходил в Киеве.
27-28 сентября 2019 года на Запорожской ДЖД прошёл Всеукраинский экологический фестиваль для юных железнодорожников Украины. С фестиваля участники вернулись не с пустыми руками. Ребята привезли с собой жёлудь от знаменитого Запорожского дуба – Национального дерева Украины, возраст которого – более 700 лет. 6 октября жёлудь был торжественно посажен на территории ст. Парк – теперь наследник Запорожского дуба растёт на Малой Южной.
Юбилейный 2020 год начался с печального события – три вагона состава “Юность Южной” были переданы на Малую Юго-Западную железную дорогу (г. Киев). Весьма спорное решение было продиктовано более низким, чем в Киеве, пассажиропотоком. Новость о передаче вагонов облетела харьковские средства массовой информации и вызвала вопросы у множества харьковчан.
![](https://children-railway.kharkov.ua/gallery/photos/05032020_56362871.jpg)
2020 год выдался сложным годом для всего мира. Начавшаяся зимой эпидемия SARS-COV-2 остановила работу множества предприятий. Не стали, к сожалению, исключением и детские железные дороги – ни одна ДЖД Украины в 2020 году так и не начала работу. Однако о Малой Южной не забыли: была проведена рекордная модернизация пути – около 300 метров в районе пл. Мемориал и примерно столько же за Белым мостом были переложены на бетонные шпалы.
![](https://children-railway.kharkov.ua/gallery/photos/28042020_79732999.jpg)
Множество изменений появилось и на ст. Парк – новые декоративные элементы, отремотированный фасад вокзала, новая аллея для маленьких пассажиров… Весной “классические” занятия были отменены – вместо них юные железнодорожники занимались дистанционно.
![](https://children-railway.kharkov.ua/gallery/photos/29092020_79823726.jpg)
Летом, несмотря на продолжающуюся эпидемию, на Малой Южной с соблюдением соответствующих мер предосторожности проводились занятия – и в кабинетах, и на учебном полигоне.
В последнее десятилетие юные железнодорожники участвуют в общественной жизни, пожалуй, активнее, чем когда либо в истории. Ребята участвуют в экологических фестивалях и экомарафонах, проводят экскурсии по своей дороге, посещают летние детские лагеря, где проводят беседы и конкурсы на железнодорожную тематику. На Малой Южной периодически проводятся занятия не только для юных железнодорожников, но и для ребят из общеобразовательных школ.
Дорога постоянно принимает гостей – приезжают и юные железнодорожники с других ДЖД Украины, а в эпоху открытых границ Малую Южную постоянно посещают иностранцы.
Юные железнодорожники тоже нередко путешествуют – и на другие детские железные дороги, и на предприятия железнодорожного транспорта, и в другие города страны.
Безусловно, непростой 2020 год сломал множество планов, однако…
История Малой Южной продолжается. В следующем, 2021 году, по Малой Южной вновь пойдут поезда, вокзал станции Парк примет маленьких и взрослых пассажиров, а юные железнодорожники под руководством инструкторов на практике будут постигать непростую науку железнодорожного дела. Малая Южная, как и в предыдущие восемь десятилетий, будет идти в ногу со временем – при полном содействии Южной железной дороги.