2010-2020. Наши дни.
2010 год – год 70-летия Малой Южной – начался для дороги несколько тревожно. Харьковским городским советом было принято решение о постройке автомобильной дороги через Лесопарк. Новая автотрасса должна была пересекать путь Малой Южной неподалёку от станции Парк. Возникли обоснованные сомнения – возможно ли будет обеспечить безопасность детей? И не закроют ли в связи со строительством Малую Южную?.. Однако и руководство города, и руководство Южной железной дороги заверяли – новая дорога никак не повредит детской железной дороге.
К открытию дороги был проведён ремонт учебного корпуса – в здании заменили окна и двери, обновили кабинеты. Наконец-то были устранены проблемы с обогревом, тянувшиеся ещё с 1990 года: учебный корпус был утеплён.
В честь 70-летия детской магистрали было принято создать музей Малой Южной. Музей создавался при участии директора музея “взрослой” Южной Андрея Николаевича Прохорова.
1 мая 2010 года в присутствии начальника Южной железной дороги Виктора Николаевича Остапчука новый музей был открыт. Дорога была награждена юбилейной медалью к 70-летию.
В конце мая 2010 года начались работы по прокладке новой дороги. Работы, а особенно вырубка нескольких сотен деревьев, вызвали неоднозначную реакцию среди харьковчан. В районе станции Парк проходили массовые протесты против строительства, случались и стычки активистов с правоохранителями.
До конца не было понятно, каким же образом будет устроено пересечение трассы детской дороги с автомобильной магистралью – шли разговоры и о постройке моста, и о оборудовании переезда… А в начале июня заговорили даже о продлении дороги до микрорайона Пятихатки – проект продления и оценка стоимости должна была разрабатываться в мэрии. Однако, если таковой и был разработан, то нам о нём ничего не известно.
В июне стало ясно, что единственное решение – постройка охраняемого переезда.
26 июля 2010 года движение на Малой Южной было остановлено – началось строительство железнодорожного переезда. Спустя три дня движение по дороге возобновилось, но со 2 августа дорога вновь закрылась.
Открытие нового переезда вместе с возобновлением движения состоялось на День Города – 23 августа 2010 года. Переезд был оборудован четырьмя автоматическими и четырьмя ручными шлагбаумами, световой и звуковой сигнализацией. Было построено новое здание поста дежурного по переезду. Новый переезд стал крупнейшим автомобильным переездом на узкоколейках Украины и остаётся таким по сей день.
Сегодня, спустя 10 лет, можно с уверенностью сказать, что переезд справляется со своей задачей – обеспечить безопасность движения по Малой Южной. К счастью, пессимистические прогнозы не оправдались.
Как уже упоминалось выше, в 2010 году Малая Южная отмечала 70-летний юбилей. Поздравить Малую Южную с юбилеем приехали не только делегации со всех детских железных дорог Украины, но и коллеги из ближнего и дальнего зарубежья – из Берлина, Будапешта, Минска, Кемерово, Кратово, Новосибирска. Праздник продолжался 4 дня – с 25 по 28 октября. 26 и 27 октября прошли торжества во Дворце спорта “Локомотив” им. Г. Кирпы. Дорога была награждена почётными грамотами.
В 2011 году был сделан ещё один шаг на пути модернизации дороги – на станции Парк и на новом переезде появилось видеонаблюдение. В том же году было заявлено о планах приобретения нового локомотива – тепловоза ТУ10 – и нового состава от 6 до 10 вагонов. Заявления об обновлении подвижного состава звучали и в следующем году, но, к сожалению, планы так и остались планами.
В 2012-м году Харьков, в числе прочих городов, принимал у себя международный чемпионат по футболу – Euro-2012. Это событие отразилось и на Малой Южной – вокзал станции Парк был украшен баннерами, посвящёнными чемпионату, а для иностранных гостей объявления на станциях в и вагонах время от времени звучали на английском языке. На билетной кассе появилась английская надпись Cash.
1 мая, в день начала сезона, на дороге прошёл конкурс детского рисунка, посвященного Euro-2012. В этот же день дорогу посетили представители чешского предприятия Škoda Vagonka.
За время проведения чемпионата Малую Южную посетило несколько сотен иностранных гостей из Нидерландов, Германии, Польши и других стран.
2013 год выдался обычным рабочим годом, отметившись одним значительным событием – на Малой Южной прошёл IX Всеукраинский слёт юных железнодорожников. К слову, следующий слёт прошёл только спустя 6 лет: с 2014 по 2019 год, в связи с резким ухудшением экономической ситуации, проведение слётов было приостановлено. В октябре 2013 года в вокзале станции Парк была проведена первая в Харькове выставка железнодорожного моделизма, организованная энтузиастами при поддержке начальника Малой Южной Олега Павловича Маслова. Ещё две подобных выставки были проведены в мае и августе 2014 года.
5 июля 2014 года на Малой Южной был проведён интересный эксперимент: впервые состав “Юность Южной” работал в качестве основного поезда – обычно эту роль выполняет состав “Украина”.
В том же 2014 году началась новая “рельсовая эпоха” Малой Южной – впервые в истории ДЖД Украины на детской железной дороге были уложены современные бетонные шпалы. Укладка первого участка – от переезда до входного светофора ст. Парк – началась 8 сентября, а уже 12 сентября первый участок пути на бетонных шпалах. 24 октября был сдан второй участок – от “красного” моста до путепровода. А 27 октября 2014 года, после закрытия сезона, началась грандиозная реконструкция станции Парк.
Реконструкция была проведена по инициативе начальника Южной железной дороги Николая Григорьевича Уманца.
На станции должны были заменить пути, построить вторую платформу, а также навес над путями, защищающий вагоны от дождя и снега. В конце октября были сняты старые рельсы и выровняно земляное полотно. На зиму работы приостановили.
Весной 2015 года станция Парк, со снятыми рельсами и вагонами в тупиках выглядела жутковато. Уложат ли рельсы? Откроют ли дорогу?..
Однако опасения были безосновательными. 23 марта началась укладка бетонных шпал и новых рельсов, а также строительство навеса над путями станции Парк и второй платформы. Работы коснулись не только станционных путей – были модернизированы пути на первом километре трассы, а учебный полигон на станции Парк обзавёлся новыми светофорами – сдвоенным карликовым и двумя мачтовыми.
Дорога открылась традиционно 1 мая 2015 года – юбилейный 75 сезон открыли с артистами цирка и аниматорами. Швейным цехом при депо “Октябрь” (сейчас – Харьков-Главное) была пошита новая парадная форма.
Весной 2016 года замена путей продолжилась и к открытию сезона бетонные шпалы были уложены по всему первому километру трассы.
В 2016 году открытие сезона состоялось 2 мая – на “традиционный” день 1 мая выпадал праздник Пасхи.
В 2017-м году ушёл на заслуженный отдых начальник Малой Южной Олег Павлович Маслов. Новым руководителем стала Виктория Васильевна Шморгун, а её заместителем – Борис Олегович Трусов, ранее инструктор дороги, а в прошлом – юный железнодорожник. В конце года продолжилась модернизация пути – бетонные шпалы легли в начале второго километра трассы.
12 августа, впервые за много лет, на Малой Южной прошла встреча выпускников Малой Южной, которую посетило около ста бывших юных железнодорожников разных лет.
В сентябре дорогу посетили гости из “далёкого зарубежья” – на Малую Южную приехала команда блогеров из Китая.
Осенью этого же года впервые среди детских ж.д. Украины был запущен уникальный 3D-тур по Малой Южной. Увидеть его можно на официальном сайте Южной железной дороги и на нашем сайте.
Весной 2018 года уже почти «традиционно» был переложен на бетонные шпалы следующий участок трассы — от первого проходного светофора до Белого моста.
В конце августа на Малой Южной проводился необычный конкурс – «Мистер Малая Южная», о котором написали даже некоторые харьковские новостные издания.
В октябре 2018 года ушла на заслуженный отдых Лидия Николаевна Микитась — последний инструктор Малой Южной «советского» периода.
В 2019 году модернизации дождалась станция Лесопарк – пути станции были переложены на бетонные шпалы. Работы завершились незадолго до открытия сезона – в конце апреля 2019 года.
25 марта дорога попрощалась со своим “ветераном” – грузовым вагоном, находившемся на Малой Южной с 1946 года. Вагон был передан в музей Южной железной дороги, где находится и по сей день.
С марта по апрель был проведён капитальный ремонт тележек всех вагонов Малой Южной – в течение нескольких месяцев на станции Парк можно было видеть вагоны без тележек. Капитально отремонтировали и локомотивы – оба тепловоза получили новые пульты управления, а в тепловозе ТУ2-054 были полностью переделаны кабины.
22 апреля 2019 года. Фото Евгения Козлова.
К открытию сезона преобразилась станция Парк – по всей территории станции появилось множество дизайнерских элементов, ещё “советские” клумбы были переделаны по современным стандартам ландшафтного дизайна.
В июне 2019 года возобновились слёты юных железнодорожников – X Всеукраинский слёт проходил в Киеве.
27-28 сентября 2019 года на Запорожской ДЖД прошёл Всеукраинский экологический фестиваль для юных железнодорожников Украины. С фестиваля участники вернулись не с пустыми руками. Ребята привезли с собой жёлудь от знаменитого Запорожского дуба – Национального дерева Украины, возраст которого – более 700 лет. 6 октября жёлудь был торжественно посажен на территории ст. Парк – теперь наследник Запорожского дуба растёт на Малой Южной.
Юбилейный 2020 год начался с печального события – три вагона состава “Юность Южной” были переданы на Малую Юго-Западную железную дорогу (г. Киев). Весьма спорное решение было продиктовано более низким, чем в Киеве, пассажиропотоком. Новость о передаче вагонов облетела харьковские средства массовой информации и вызвала вопросы у множества харьковчан.
2020 год выдался сложным годом для всего мира. Начавшаяся зимой эпидемия SARS-COV-2 остановила работу множества предприятий. Не стали, к сожалению, исключением и детские железные дороги – ни одна ДЖД Украины в 2020 году так и не начала работу. Однако о Малой Южной не забыли: была проведена рекордная модернизация пути – около 300 метров в районе пл. Мемориал и примерно столько же за Белым мостом были переложены на бетонные шпалы.
Множество изменений появилось и на ст. Парк – новые декоративные элементы, отремотированный фасад вокзала, новая аллея для маленьких пассажиров… Весной “классические” занятия были отменены – вместо них юные железнодорожники занимались дистанционно.
Летом, несмотря на продолжающуюся эпидемию, на Малой Южной с соблюдением соответствующих мер предосторожности проводились занятия – и в кабинетах, и на учебном полигоне.
В последнее десятилетие юные железнодорожники участвуют в общественной жизни, пожалуй, активнее, чем когда либо в истории. Ребята участвуют в экологических фестивалях и экомарафонах, проводят экскурсии по своей дороге, посещают летние детские лагеря, где проводят беседы и конкурсы на железнодорожную тематику. На Малой Южной периодически проводятся занятия не только для юных железнодорожников, но и для ребят из общеобразовательных школ.
Дорога постоянно принимает гостей – приезжают и юные железнодорожники с других ДЖД Украины, а в эпоху открытых границ Малую Южную постоянно посещают иностранцы.
Юные железнодорожники тоже нередко путешествуют – и на другие детские железные дороги, и на предприятия железнодорожного транспорта, и в другие города страны.
Безусловно, непростой 2020 год сломал множество планов, однако…
История Малой Южной продолжается. В следующем, 2021 году, по Малой Южной вновь пойдут поезда, вокзал станции Парк примет маленьких и взрослых пассажиров, а юные железнодорожники под руководством инструкторов на практике будут постигать непростую науку железнодорожного дела. Малая Южная, как и в предыдущие восемь десятилетий, будет идти в ногу со временем – при полном содействии Южной железной дороги.