Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Какой могла быть Малая Южная

 

Идеи об усовершенствовании Малой Южной, удлинении ее трассы и строительстве новых станций возникали на протяжении всего ее существования.

Первый и, несомненно, самый масштабный проект усовершенствования дороги возник сразу же после восстановления ДЖД в 1945 году. Улучшения должны были коснуться не только подвижного состава,  средств сигнализации и связи и т.п., но и трассы ДЖД.

В августе 1946 года, после празднования дня железнодорожника, эмоциональный подъем был настолько велик, что у юных железнодорожников и в Горкоме комсомола родился следующий план: увеличить подвижной состав ДЖД на 1 паровоз, 10 вагонов и 3 платформы, построить постоянное кирпичное депо, удлинить дорогу до ст. Лозовеньки с сооружением новой станции "Озерная" и – грандиознейшая идея – соединить веткой Малую Южную и ст. Харьков-Сортировочная.

Расстояние от ст. Парк до ст. Харьков-Сорт. только по прямой – около 5 километров.  Но ветка, будь она построена, шла бы в обход существующих на то время районов и длина ее составила бы не менее 8 км!

Кроме того, расстояние от станции Лесопарк до Лозовеньковского водохранилища составляет более 6 км (опять же, по прямой).

Если бы данный проект был осуществлен, Малая Южная стала бы самой длинной детской железной дорогой в СССР – ее протяжённость составила бы около 20 км. И даже без совершенно утопической ветки "ст. Парк- ст.Харьков-Сортировочная" длина дороги составила бы 12 км.

Конечно же, этот проект был абсолютно нереален, особенно в условиях послевоенной разрухи, и о нем вскоре забыли. Кроме того, работа детей на дороге такой протяженности была бы, мягко говоря, затруднительна.

15 мая 1948 года началось строительство Комсомольского озера в Лесопарке. Еще на этапе проектирования окружающей зоны отдыха возникла мысль продлить Малую Южную до будущего озера с сооружением трех остановочных пунктов – платформы «Лагерь юных железнодорожников», разъезда «Зелёный» (или «Буревестник») и конечной станции с названием «Озёрная» или «Комсомольское озеро».

В апреле 1948 года газеты писали о начале строительства разъезда «Буревестник». Более того, в мае того же в газете «Красное знамя» появилась информация о том, что разъезд уже построен! Писали о постройке разъезда и в следующем, 1949 году — и даже с фотографиями:

Красное Знамя, 10.07.1949, № 134 (2454)

Скан заметки из газеты "Красное Знамя" от 10.07.1949, № 134 (2454). Обратите внимание на подписи к фотографиям (в конце заметки).

Однако, насколько нам известно, в тот год проводились лишь работы по удлинению путей на станциях Парк и Лесопарк, но никаких работ по строительству нового разъезда (да и других станций) не начиналось. Где именно должен был располагаться этот разъезд, доподлинно не известно.

В 1950-м году о проекте вновь вспомнили – трассу дороги должны были продлить на 1,5 км (до Комсомольского озера) с сооружением новой станции. Постройку трассы планировали закончить к 1 июня 1950 года, однако строительство было отложено, да так никогда и не началось. Скорее всего, причиной отсрочки послужило отставание "народной стройки" от плановых сроков в постройке озера. Как известно, создание зоны отдыха оказалось неудачным – вода не желала держаться в озере и просто уходила в землю. Потому и продлевать ДЖД до озера не было смысла.

Если бы удалось осуществить обещанное, длина дороги составила бы около 5 км. К тому же дорога стала бы самым доступным на то время способом добраться до новой зоны отдыха на озере (район Павлова Поля в то время не еще был застроен).

В 80-е годы проект вновь обсуждался в «верхах», но решение о строительстве так и не было принято.

В 2006 году руководство ЮЖД заявляло о планах продления ДЖД – теперь уже до района Пятихатки. Расстояние, по меркам ДЖД не малое – более 5 км. Однако дальше заявлений дело не пошло.

В 2010 г. эта мысль вновь всплыла и даже обсуждалась на самом высоком уровне – на заседании Харьковской Облгосадминистрации по вопросам благоустройства, которое прошло 1 июня 2010 года. Проект разрабатывался в Харьковской мэрии, однако, после нескольких сообщений в прессе,  все остановилось. А в мае 2011 года начальник ЮЖД Виктор Остапчук заявил, что «о перспективах продления трассы Малой Южной хотя бы до Пятихаток пока говорить рано». Учитывая нынешнее состояние экономики, проект этот, скорее всего, так и останется на бумаге.

^