Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Первые вагоны Малой Южной

Все вагоны, эскплуатирующиеся в первые годы существования Малой Южной, были построены специально для нее – ни на одной узкоколейке бывшего СССР подобные вагоны не встречались.

В конце сентября 1940 года Харьковский вагоноремонтный завод передал ДЖД один цельнометаллический четырехосный пассажирский вагон.

Вагон имел два отделения – жесткое и мягкое. Предусматривалось 30 жестких мест. В мягком отделении были установлены бархатные кресла, покрытые полосатыми чехлами. Предусматривалось электрическое освещение.

В салоне были белые занавески и синие шторки, имелись сетки для вещей, круглые абажуры для электрических лампочек.

Вагон имен по 6 окон с каждой стороны. На окнах были установлены прозрачные открывающиеся шторки, предназначенные для защиты пассажиров от паровозного дыма и копоти. Над окнами были предусмотрены водосточные желоба (над каждым окном отдельно).

Между окнами и крышей вагона были нанесены объемные буквы “ХДЖД”. Это, пожалуй, единственный случай такого именования Малой Южной.

В те годы номера “больших” вагонов состояли из двух частей: инициалы дороги, к которой принадлежал вагон, и порядковый номер вагона. Первый вагон ДЖД, подобно “взрослым”, носил инициалы МЮ и номер 1.

Довоенный поезд. Отчетливо видны объемные буквы “ХДЖД”.

На боку вагона была прикреплена табличка “Парк-Лесопарк.

Окна вагона открывались сдвижением створки вниз, так же, на распространенных в то время на наших железных дорогах вагонах построки завода им. Егорова.

На в торцах вагона, возле дверей, вывешивался сигнальный фонарь.

Вагон был окрашен в сине-голубые цвета.

Всего предусматривалась постройка пяти таких вагонов.

Во время войны вагон был оставлен на Малой Южной. После освобождения Харькова вагон был обнаружен на единственном сохранившемся фрагменте пути станции Парк с полностью выгоревшим салоном.

В 1945 году вагон был восстановлен на Харьковском вагоноремонтном заводе. Конечно, “былой роскоши” уже не было – торцевые двери просто заварили, вагон был без занавесок, не было и накладных букв. На боковых стенках инициалы и номер вагона были написаны краской, в торцах вагона краской же были нанесены инициалы М-ЮЖ и номер 1.

Юный железнодорожник возле довоенного вагона. Хорошо видно заваренную торцевую дверь.

Начальник ДЖД Д. Т. Кравченко и юные железнодорожники возле первого вагона Малой Южной.

Дети возле довоенного вагона. Фото конца 40-х годов.

После получения в 1958 году вагонов Pafawag первый вагон Малой Южной был перекрашен в голубой цвет и несколько лет эксплуатировался в одном составе с Pafawag’ами, а затем стоял в тупике возле депо. По крайней мере до конца 80-х годов за вагоном ухаживали – на фотографиях видно, что вагон аккуратно окрашен, окна остеклены (а не забиты, например, фанерой и не заварены). Возможно, вагон использовался как учебное пособие.

Фото 1989 года вагона возле депо с сайта parovoz.com:

Вагон дожил до 1994 года. В начале 90-х годов он был разграблен, а весной 1994 сгорел на ст. Лесопарк, подожженный неизвестыми вандалами. Неподалеку от тупика ст. Лесопарк до сих пор можно найти куски этого вагона.

Двухосные вагоны

К открытию дороги в 1945 году Харьковским ВРЗ были построены еще два вагона, кардинально отличавшихся от довоенного.

Новые вагоны были двухосными и, как следствие, имели намного меньшую длину.

Качество вагонов было значительно ниже довоенного. Из-за спешки при их постройке окна не успели застеклить, по той же причине древесина, из которой были изготовлены оконные рамы, не была правильно обработана. Из-за последовавшего перекоса и рассыхания дерева, застеклить вагоны не представлялось возможным. Внутреннее оборудование вагонов было некачественным. Качество вагонов было настолько низким, что начальник Малой Южной Дмитрий Трофимович Кравченко отказывался подписать акт про прием вагонов.

Вагоны имели по 32 места. С каждой стороны вагона было по 4 окна. Мест на всех желающих не хватало и не редки были случаи, когда юные железнодорожники ездили на подножках.

В вагонах было всего по две двери в торцах, попасть в вагон можно было с переходной площадки.

На боковых стенках вагона были нанесены инициалы МЮ и номера 2 и 3.

Для послевоенных вагонов были изготовлены маршрутные таблички с надписью “Малая Южная. Парк-Лесопарк”.

Первоначально весь состав был окрашен в голубых тонах. В 1948 году дорога получила 6 четырехосных вагонов, состав из которых стал основным.

Старые же вагоны были окрашены в зеленый цвет и использовались все реже.

На фотографиях иногда встречается довоенный вагон в составе с вагонами 1948 года – видимо, из-за большого количества пассажиров этот вагон иногда включали в “основной” поезд.

Довоенный вагон в середине состава. Видно, что вагоны – одного цвета.

Ориентировочно в конце 50-х годы двухосные вагоны были списаны.

Один из двухосных вагонов был перенумерован в №8. Этот вагон дожил как минимум до 1958 года. Например, на этой фотографии 1958 года отчетливо видны маленький двухосный и более крупный довоенный вагон:

На фотографиях 60-х годов эти вагоны не встречаются.

^