Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Паровоз ЛК-4-01

Первый паровоз Малой Южной прибыл на дорогу в августе 1940 года.

Паровоз был передан со станции Гайворон Юго-Западной железной дороги с широко известной ныне в среде любителей железных дорог "Гайворонской узкоколейки" (ныне принадлежит Одесской ж.д.).

Это был паровоз серии 159 колеи 750 мм. Такие паровозы строились с 1930 года Коломенским паровозостроительным заводом, а с 1932 – еще и Невским, Подольским и Новочеркасским. До войны этот тип паровоза был самым распространенным на отечественных узкоколейках.

К сожалению, нам не известен заводской номер этого паровоза. На Малой Южной ему была присвоена серия ЛК-4-01, ЛК – в честь Лазаря Кагановича, Народного комиссара путей сообщения.

Откуда взялась цифра 4 – неизвестно, возможно, это часть его реального номера, а возможно, цифра появилась исходя из технических характеристик паровоза – нагрузка на ось у этих машин составляла 4 тонны.

Неизвестно, в каком состоянии был паровоз в момент передачи его на ДЖД, однако сразу же по прибытию он был отправлен на ремонт на Харьковский паровозоремонтный завод (ныне – ПАО "Электромашина").

Паровоз ЛК-4-01 на обкатке после ремонта

После ремонта паровоз прошел обкатку на строящихся путях Малой Южной и в середине сентября снова был отправлен на завод для устранения выявленных недостатков.

ЛК-4-01 перед открытием Малой Южной, 25 апреля 1941 года.

Паровоз был окрашен в голубой цвет. На боковой стене будки полукругом были размещены буквы "ХДЖД".

Первым юным машинистом паровоза стал 14-тилетний юный железнодорожник Юрий Павлов.

Во время войны паровоз был оставлен на детской железной дороге. Оставляя Малую Южную, юные железнодорожники сняли с паровоза часть деталей и закопали их неподалеку от ст. Парк.

Этот исторический факт впоследствии трансформировался в "городскую легенду" о закопанном под ст. Парк паровозе. В действительности паровоз, конечно же, никто не закапывал – в обстановке военного времени было не до того, да и смысла в подобной операции не было.

После оставления Харькова паровоз на Малой Южной обнаружен не был.

Позже выяснилось, что, оставляя Харьков, гитлеровцы вывезли паровоз с собой.

В результате долгих поисков ЛК-4-01 был найден на ст. Коломак (Харьковская обл.), однако к работе машина была совершенно непригодна.

В результате тендер от паровоза был доставлен на Малую Южную и эксплуатировался там с паровозом ЛК83-1, а сам паровоз был списан в металлолом.

^