Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Как стать юным железнодорожником

Как записаться на Малую Южную?

Записаться на детскую железную дорогу очень просто.

Чтобы записаться на Малую Южную, достаточно заполнить простую анкету на нашем сайте. После заполнения анкеты с вами свяжется инструктор детской железной дороги и пригласит на Малую Южную.

Также можно лично прийти на Малую Южную в рабочий день и обратиться к любому взрослому в железнодорожной форме или даже к юным железнодорожникам — они помогут найти инструктора.

Инструктор выдаст заявление с просьбой о приеме на детскую железную дорогу, которое нужно заполнить. И все — с этого момента вы приняты на Малую Южную.

Лучше всего приходить в субботу или воскресенье. Вообще Малая Южная работает каждый день, кроме понедельника и вторника. Даже если поезда в этот день не ходят, обычно на дороге всегда есть инструктора.

Как и чем можно доехать до Малой Южной – смотрите здесь.

Кого и с какого возраста принимают на Малую Южную железную дорогу?

На Малую Южную принимают учащихся школ Харькова и Харьковской области начиная с пятого класса.

Есть ли экзамены для желающих посещать Малую Южную?

Никаких экзаменов, тестов, справок и т.п. Можно просто прийти и записаться.

Сколько стоит обучение на Малой Южной?

Обучение на Малой Южной — бесплатное. “Взрослая” Южная железная дорога полностью обеспечивает Малую Южную всем необходимым.

Принимают ли на детскую железную дорогу девочек?

Конечно же, принимают всех, и девочек, и мальчиков.

Более того, девочки нередко становятся руководителями смен и даже машинистами. Например, первым машинистом первого тепловоза Малой Южной была девочка.

Принимают ли на Малую Южную ребят из других городов и областей?

Принимают. Однако в летний период посещать Малую Южную нужно три, а иногда и четыре раза в неделю. Зимой — каждую субботу или воскресенье ездить на занятия. Поэтому стоит подумать, как вы будете добираться. А может, в вашем городе есть своя детская железная дорога?

На сегодняшний день, кроме Харькова, детские железные дороги есть в следующих городах: Днепр, Донецк, Запорожье, Киев, Львов, Луцк, Ровно, Ужгород.

Принимают ли на Малую Южную детей-инвалидов?

Принимают, однако случается, что дети-инвалиды в силу проблем со здоровьем не могут осваивать некоторые профессии. Это не страшно, за это с ДЖД не выгоняют.

Автор в бытность свою юным железнодорожником лично знал ребят, имеющих проблемы со зрением, с болезнями опорно-двигательного аппарата, с инсулинозависимым диабетом, успешно посещавших Малую Южную. В любом случае перед тем, как записаться, лучше всего поговорить об этом с инструктором и обязательно проконсультироваться с врачом.

Дают ли юным железнодорожникам форму?

Обязательно дают. Железнодорожная форма выдается тем юным железнодорожникам, которые постоянно посещают Малую Южную. Чтобы получить форму, недостаточно просто записаться и пару раз прийти.
Форма — бесплатная, однако она не дарится, а выдается под расписку на летний период  (обычно с середины апреля по конец сентября).

Форма бывает двух видов — повседневная и парадная. Парадную форму выдают не всем, а только тем, кто принимает активное участие в жизни Малой Южной. К сожалению, иногда для слишком высоких или маленьких ребят парадной формы соответствующего размера может не быть.

Сколько лет учатся на детской железной дороге?

Стандартная программа обучения на Малой Южной рассчитана на три года. За это время ребята проходят путь от самых простых профессий (вроде проводника или дежурного по стрелочному посту) до самых сложных, например, машиниста или начальника поезда.

Атмосфера на Малой Южной очень дружелюбная, поэтому большинство ребят, отходив “стандартные” три года, остается на ДЖД и на более долгий срок. Это не запрещено. Автор этих строк ходил на Малую Южную семь лет.

Чему учат на детской железной дороге?

На Малой Южной учат основным железнодорожным профессиям, как связанным непосредственно с поездами (проводник, начальник поезда, машинист), так и нет (дежурный по станции, дежурный по стрелочному посту, диктор). Рассказывают об устройстве железной дороги, локомотивов и вагонов. Объясняют, почему железная дорога функционирует именно так, а не иначе.

С ноября по апрель по выходным дням проходят теоретические занятия. С мая по конец октября — непосредственно работа с поездами, официально называемая “Летняя практика”.

После первого года обучения юный железнодорожник вправе выбрать, в каком направлении он хочет учиться дальше. Большинство, конечно , выбирает направление машиниста. Право водить поезда ребята получают на третий год обучения — после теоретических занятий и несложного экзамена.

Немало ребят выбирают направление “ДСП” — так называется дежурный по станции: человек, который принимает и отправляет поезда, следит за работой станции с пульта.

Бывают и такие ребята, которые изучают сразу все направления — это тоже не запрещено.

За лето каждый юный железнодорожник успевает поработать по несколько раз на всех профессиях, соответствующих его уровню знаний. Например, сегодня он может поработать проводником, послезавтра — ревизором, затем — оператором, а через неделю — диктором.

Кроме того, для юных железнодорожников постоянно организовываются экскурсии на предприятия железнодорожного транспорта – в различные депо, на сортировочную горку, к дежурным по станции. В большинство этих объектов посторонним вход воспрещен, т.е. попасть туда “с улицы” почти невозможно.

Я хочу записаться летом и ничего не знаю о железной дороге. Смогу ли я сразу работать на поездах?

Если записаться весной, летом или в сентябре — новичка сразу же будут назначать на какое-нибудь рабочее место. Обычно это как раз поезда: чаще всего новеньких назначают проводниками.

Бояться не надо: все покажут и расскажут, если понадобится — несколько раз. Назначать будут на профессии, не требующие каких-то особенных знаний. Уже спустя две-три недели активного посещения ребята знают и умеют очень много.

Платят ли юным железнодорожникам зарплату?

Не платят. Малая Южная — это учебное заведение.

Безопасно ли работать на Малой Южной?

Безопасно.

Ребята на детской железной дороге работают под полным контролем нескольких инструкторов. Инструктор есть в кабинете дежурного по станции, в депо, в локомотиве. В каждом поезде обязательно едет взрослый сопровождающий (а чаще всего — двое).

Без инструктора не производится ни одно действие. Например, прицепить вагон к локомотиву без инструктора не удастся — тепловоз не подъедет вплотную к вагонам, пока инструктор не даст разрешающий сигнал.
Чтобы отправился поезд, свое разрешение должны дать не один, а три инструктора — инструктор-дежурный по станции, инструктор в локомотиве и инструктор, сопровождающий поезд. Без разрешающих сигналов этих инструкторов поезд не тронется с места.

Никто не назначит новичка на рабочее место, требующего специальных знаний. “Новеньких” обычно назначают на профессии, где нет риска травмы — например, проводником вагона или оператором при дежурном по станции.

Безопасность на Малой Южной — первое, чему учат юных железнодорожников. Техника безопасности должна, что называется, “отскакивать от зубов”, иначе к работе просто не подпустят. За нарушение техники безопасности с Малой Южной отчисляют навсегда.

Ходить по улицам “спальных” районов ночью или пить пиво в подворотне гораздо опаснее, чем посещать Малую Южную.

За все годы, что автор посещал детскую железную дорогу, не было ни одного случая травм.

Дает ли Малая Южная льготы при поступлении в железнодорожные техникумы и ВУЗы?

Официально льгот нет, однако выпускников Малой Южной гораздо охотнее принимают в железнодорожные учебные заведения: такие абитуриенты, во-первых, знают, куда идут, а во-вторых, у них уже обычно есть немалые знания об устройстве и работе железной дороги.

Дает ли обучение на Малой Южной право бесплатного проезда в поездах и электропоездах “большой” железной дороги и метро?

Не дает.

В 50-х — 70-х годах МПС выдавала юным железнодорожникам из Харьковской области бесплатные билеты, однако в настоящий момент никаких льгот для учащихся Малой Южной нет.

Хотя случаются забавные ситуации, когда ревизоры в электричках, видя ребят в железнодорожной форме, не проверяет у них билеты — “это свои, с Малой Южной”. Среди ревизоров тоже есть бывшие юные железнодорожники :)

^