Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Состав «Юность Южной»

В 1990 году на смену постепенно стареющим вагонам Pafawag Малая Южная получила шесть новых вагонов ПВ40 (модель 48-051) построенных в 1989 году Демиховским машиностроительным заводом.

6 вагонов Pafawag (5 вагонов из состава «Пионерский» и один — из «Орлёнка«) были поставлены в тупик и впоследствии списаны, а роль второго «вспомогательного» состава стал играть поезд из новых вагонов.

Новый состав возле депо. Фото 1990 или 1991 года.

Вагонам были присвоены номера: 29165, 29157, 29140, 29132, 29124, 29116.

Сцепки вагонов с номерами 29165 и 29116 были переоборудованы на винтовую стяжку.

Несмотря на то, что вагоны ПВ40 почти на три десятка лет моложе Pafawag’ов, основным составом все равно остался «Орленок» (ныне — «Украина») — это связано и с более мягким ходом польских вагонов, и с их большей просторностью, и с более высоким уровнем комфорта в вагонах Pafawag. Например, места для сидения в вагонах ПВ40 представляют собой простые деревянные лавки.

Салон вагона ПВ40.

Новый состав стали называть «Пионерский», однако такую надпись состав никогда не носил.

В 90-х года состав не использовался — подорожало горючее для тепловозов, пассажиров стало меньше.

В 1997 году состав был переименован в «Барвінок». Такое название носил до 1999 года. Насколько известно авторам, под этим именем состав никогда не использовался в поездной работе.

К сожалению, у нас нет ни одной фотографии, на которой состав из вагонов ПВ40 был бы запечатлен с надписью «Барвінок».

В  1999-м поезд в третий раз сменил имя — теперь на «Юність Південної («Юность Южной»)» — которое носит и по сей день. В этом же году возобновилось использование состава по праздникам — 1 мая 1999 года в качестве эксперимента проезд по Малой Южной сделали бесплатным, и от желающих прокатиться не было отбоя.

ТУ7А-3198 вывозит состав из тупика. Количество желающих прокатиться поражает… 1 мая 1999 года.

С 2002 года салон одного из вагонов (в составе работает под номером 1)  был переоборудован: сиденья заменены на мягкие. На сегодняшний день это единственный вагон ПВ51 на ДЖД бывшего СССР с мягким салоном.

Салон мягкого вагона ПВ40

Состав эксплуатируется несколько раз в год — обычно это праздничные дни 1 мая, иногда — 9 мая и 24 августа.

Два состава на ст. Парк. 1 мая 2013 года.

Два состава на ст. Лесопарк. 1 мая 2011 года.

5 июля 2014 года состав «Юность Южной» впервые использовался в качестве основного состава — состав «Украина» в этот день был поставлен в тупик. Состав достойно «справился» с работой и, возможно, иногда будет использоваться в качестве основного и в будущем.

Состав «Юность Южной» на первом пути станции Парк. 5 июля 2014 года.

4 марта 2020 года 3 вагона состава «Юность Южной» были вывезены с Малой Южной на детскую железную дорогу в Киеве. Впервые за всю историю Харьковской ДЖД подвижной состав дороги был передан на другую детскую магистраль.

По словам руководства «Укрзалізниці» решение о вывозе вагонов было продиктовано,  низким  —  по сравнению с Киевом — пассажиропотоком. Безусловно, после проведённой в 2019 году реконструкции и массированной рекламной кампанией в СМИ количество пассажиров Малой Юго-Западной резко возросло. Однако сохранится ли такое количество пассажиров в будущем — неизвестно.

Спорное решение руководства «взрослой» магистрали породило волну возмущения среди юных железнодорожников и неравнодушных харьковчан. Новость быстро облетела харьковские средства массовой информации. Однако факт остался фактом — с 2020 года в составе «Юность Южной» работает три вагона.

Вагоны состава Юность Южной вывозят с ДЖД. 4 марта 2020 года.

Вагоны состава «Юность Южной» вывозят с ДЖД. 4 марта 2020 года.

Вывезены были вагоны №2, 3 и 4. К счастью, уникальный мягкий вагон по прежнему работает на Малой Южной.

Окраска вагонов

В с  момента поступления на Малую Южную и до конца 90-х годов вагоны носили стандартную заводскую окраску — серая крыша, темно-зеленый кузов и светло-желтая разделительная полоса.

В 1999 году вагоны были окрашены по новой схеме — темно-зеленый низ и голубой верх. На боку была нанесена бело-голубая надпись «Юність Південної», обрамленная оранжевой и синей декоративными полосами. Такую окраску состав носил до 2007 года.

Вагон состава «Юность Южной» в окраске 1999-2007 годов.

С 2008 года надпись на вагонах изменила внешний вид — она стала просто белой и утратила декоративную окантовку. Схема окраски вагона не изменилась.

Вагон «Юности» в современной окраске

^