Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

2000-2009. В XXI век

Первое десятилетие нового века принесло Малой Южной значительные изменения. Дорога, несмотря на экономические сложности, стремительно развивалась.

Однако начались 2000-е годы с печального события: зимой 1999-2000 годов, подожжённый неизвестными, сгорел вокзал станции Лесопарк. Весной остатки вокзала были разобраны и на его месте появилось небольшое кирпичное здание кассы, находящееся под навесом для пассажиров.

Вокзал станции Лесопарк
Новое станционное здание на ст. Лесопарк

Вместе с вокзалом было уничтожено и рабочее место дежурного по станции – пульт-табло, релейный шкаф и электрические коммуникации. Необходимо было новое оборудование для управления станцией.

Решено было не создавать новый кабинет дежурного, а совместить рабочие места ДСП станций Парк и Лесопарк. На станции Парк был установлен новый пульт-табло дежурного по станции. С одного пульта стало возможно управлять и станцией Парк, и станцией Лесопарк, а также контролировать перегон – на схеме отобразили блок-участки и состояние светофоров.

Новый пульт-табло дежурного по станции
Новый пульт-табло дежурного по станции
с полной схемой Малой Южной

Весна юбилейного для Малой Южной 2000 года стала не только периодом ликвидации последствий пожара, но и принесла много нового. В апреле того года дорога получила новый остановочный пункт – платформу “Мемориал”, названную так в честь находящегося рядом Мемориала Славы.

Поезд на новой платформе Мемориал
Поезд на новой платформе “Мемориал”. Фото из коллекции Григория Балашова

На станции Парк была снесена деревянная касса и установлена новая – современный пластиковый киоск. К слову, оформление кассы, а именно вывески, с нарисованным мишкой в железнодорожной фуражке, вызвало недовольство у юных железнодорожников: “у нас тут не детский сад”, “нам что, по три года?” – такие фразы часто можно было услышать от ребят.

Новая билетная касса на станции Парк
Новая билетная касса
К сожалению, у нас нет фото кассы 2000 года. Данная фотография сделана в 2004 году

В конце 90-х годов на станции работало небольшое кафе – киоск и несколько столиков. В 2000 году вместо “контейнерного” киоска был построен капитальный павильон кафе и площадка.

Впервые серьёзные изменения коснулись состава “Юность Южной” – первый вагон состава был переоборудован в мягкий. К слову, это единственный мягкий вагон модели 48-051 на ДЖД Украины.

Интерьер мягкого вагона состава Юность Южной
Интерьер мягкого вагона состава “Юность Южной”

2000 год, как уже упоминалось выше, был для дороги юбилейным: Малой Южной исполнялось 60 лет. В честь этого события основному составу еще на год оставили название “Юбилейный”. Вагоны перекрасили – на них появились надписи “Малой Южной – 60”.

Вагоны состава Юбилейный в 2000 году
Вагоны состава “Юбилейный” в 2000 году

Следующий, 2001 год, юбилейным ни для ЮЖД, ни для Малой Южной уже не был. Название “Юбилейный” для основного состава ДЖД потеряло смысл, а возвращать старое название -“Орлёнок” – никому уже не хотелось: слишком прочно оно было связано с пионерским прошлым. Состав назвали “Украина” – как раз в этом году страна отмечала десятилетие независимости. Это название состав носит по сей день.

2002 год был самым обычным годом в истории дороги. Однако, в отличие от, например, 80-х годов, когда дорога работала в обычном режиме и про нее никто особо не вспоминал, в 2000-х годах о Малой Южной снова стали писать газеты. Юных железнодорожников приглашали на торжественные мероприятия, проводимые городом и Южной железной дорогой. В 2002 году произошло важное для страны транспортное событие: был запущен первый скоростной поезд “Столичный экспресс” сообщением Харьков – Киев. В первую поездку, в числе прочих почётных гостей, отправились юные железнодорожники Малой Южной.

Юные железнодорожники Малой Южной - первые пассажиры Столичного Экспресса Киев-Харьков
Юные железнодорожники Малой Южной – первые пассажиры “Столичного Экспресса” Киев-Харьков. 2002 год.

Как первые пассажиры “Столичного экспресса”, ребята получили памятные подарки – сувенирную медаль, настольные часы и буклет от “Укрзалізниці”. Многие выпускники Малой Южной, участники той исторической поездки, хранят эти сувениры до сих пор.

С 2000-х годов каждое открытие сезона на Малой Южной стали посещать руководители города (а иногда и области) и Южной железной дороги. Эта традиция сохраняется и сегодня. В тот же период на ДЖД стали отмечать 1 июня – День защиты детей (в предыдущие годы этот день никак не выделялся среди остальных).

Открытие Малой Южной 2003
Выступает начальник ЮЖД В. Н. Остапчук.
На заднем плане, крайний справа, губернатор Харьковской области Е. П. Кушнарёв. 1 мая 2003 года

Начало XXI века вошло в историю как эпоха стремительной информатизации. Пришла цифровая эпоха и на Малую Южную.

В 2003 году Харьковская ДЖД, первая среди детских железных дорог Украины, стала компьютеризированной: была введена в строй компьютерная система управления стрелками и сигналами.

Управлять движением поездов стало можно как с “классического” пульта-табло, так и с компьютера. Первые годы после введения системы в строй использовался ноутбук. Несколькими годами позже в кабинете дежурного по станции был установлен полноценный компьютер.

Юные железнодорожники за ноутбуком
Юные железнодорожники за ноутбуком. 2004 год.

В состав “Украина” к двум имеющимся прибавился еще один мягкий вагон: мягкие сиденья получил вагон №3.

Мягкий вагон состава "Украина"
Обновлённый вагон №3 состава “Украина”

В том же году по инициативе руководства “Укрзалізниці” ежегодно по всей стране стал проводится конкурс-смотр на лучшую ДЖД страны. Первый же конкурс отметился победой Малой Южной. Забегая вперёд скажем, что в течении семи следующих лет Малая Южная также становилась победительницей конкурса на лучшую дорогу.

По слухам, кто-то из делегации от руководства “взрослой” дороги предложил исключить Харьковскую ДЖД из конкурса как… “недостижимый идеал”.

В 2005 году компьютеризация Малой Южной продолжилась – в здании вокзала станции Парк был оборудован компьютерный класс.

Компьютерный класс в здании вокзала ст. Парк
Компьютерный класс в здании вокзала ст. Парк

2005 год стал знаковым для ДЖД Украины: возобновилась популярная в СССР традиция слётов юных железнодорожников. На слётах, помимо демонстрации знаний, ребята из разных городов имели возможность познакомится с работой других детских дорог страны, а иногда и отработать на “чужой” ДЖД целую смену.

Для первого слёта, как лучшая и наиболее современная дорога, была выбрана Малая Южная. Первый всеукраинский слёт юных железнодорожников состоялся 1 мая 2005 года. Большинство призовых мест заняли харьковчане.

Как видно из вышеописанного, почти каждый год на дороге появлялось что-то новое. Хватало и смелых планов: в 2006 году серьёзно обсуждалась постройка вагонного депо на станции Парк и продление дороги в сторону района Пятихатки. Однако после обсуждений ничего из перечисленного в жизнь не воплотилось.

2007 год стал для Малой Южной годом модернизации подвижного состава. Весной, с января по апрель, в депо Гребёнка были модернизированы вагоны состава “Украина”. От оригинальных вагонов Pafawag сохранилась экипажная часть и крыша. Обшивка вагонов и салон были созданы полностью с нуля.

До 2019 года вагоны состава “Украина” Малой Южной были единственными в бывшем СССР, прошедшими подобную модернизацию (в 2019 аналогичное обновление получили вагоны Киевской ДЖД).

Модернизированные вагоны Pafawag состава Украина
Первые дни работы модернизированного состава. 2 мая 2007 года.

В том же году, впервые за полтора десятилетия, в депо Гайворон капитальный ремонт прошли оба локомотива дороги. В апреле 2007 года был отремонтирован ТУ2-054, а с середины июня по середину августа ремонтировался ТУ7А-3198 – в эти два месяца на Малой Южной работал только один локомотив.

В конце года началось строительство уникального для детских железных дорог учебного полигона для юных железнодорожников. Полигон был построен за учебным корпусом – ширококолейная стрелка, фрагмент действующего переезда и маневровый светофор.
Свою работу он начал в следующем, 2008 году.

Учебный полигон Малой Южной
Учебный полигон. Фото Руслана Колосова, 2008 год

Весной 2008 года ушёл на заслуженный отдых начальник Малой Южной Руслан Васильевич Клименко, руководивший дорогой 23 года и возглавлявший её в, пожалуй, самый тяжёлый период существования. Новым начальником стал Олег Павлович Маслов, выпускник Малой Южной, пришедший на ДЖД в качестве инструктора в 1985 году.

Олег Павлович Маслов с юными железнодорожниками
Олег Павлович Маслов с юными железнодорожниками

2008 год принёс очередное обновление, приблизившее Малую Южную ко “взрослым” железным дорогам – на фасаде вокзала станции Парк и в его фойе были установлены электронные табло автоматизированной системы “ВИЗИНФО” (производства НПП “Хартрон”, Харьков), на которых отображается время прибытия и отправления поездов. Незаметным внешне, но значительным нововведением стала прокладка локальной компьютерной сети в учебном корпусе и вокзале станции Парк.

Табло
Табло “ВИЗИНФО” на фасаде вокзала ст. Парк. Фото 2015 года.

В 2009 году Малая Южная заявила о себе в международном пространстве. С 3 по 8 июля впервые в независимой Украине состоялась международная встреча юных железнодорожников. Малую Южную посетили гости с детских железных дорог Германии, Венгрии, Беларуси и России.

Осенью того же года японская телекомпания TVQ снимала на Малой Южной небольшой документальный фильм о юных железнодорожниках.

Кроме того, все в том же году на Малой Южной прошёл V Всеукраинский слёт юных железнодорожников.

В конце десятилетия Харьковская ДЖД разительно отличалась от той дороги, какой она была в первые годы независимости Украины. К началу 2010-х годов Малая Южная по праву считалась лучшей дорогой страны.

Далее: следующий раздел об истории Малой Южной еще не написан.
Но мы работаем над этим.

^