2000-2009. В XXI век
Первое десятилетие нового века принесло Малой Южной значительные изменения. Дорога, несмотря на экономические сложности, стремительно развивалась.
Однако начались 2000-е годы с печального события: зимой 1999-2000 годов, подожжённый неизвестными, сгорел вокзал станции Лесопарк. Весной остатки вокзала были разобраны и на его месте появилось небольшое кирпичное здание кассы, находящееся под навесом для пассажиров.
Вместе с вокзалом было уничтожено и рабочее место дежурного по станции – пульт-табло, релейный шкаф и электрические коммуникации. Необходимо было новое оборудование для управления станцией.
Решено было не создавать новый кабинет дежурного, а совместить рабочие места ДСП станций Парк и Лесопарк. На станции Парк был установлен новый пульт-табло дежурного по станции. С одного пульта стало возможно управлять и станцией Парк, и станцией Лесопарк, а также контролировать перегон – на схеме отобразили блок-участки и состояние светофоров.
Весна юбилейного для Малой Южной 2000 года стала не только периодом ликвидации последствий пожара, но и принесла много нового. В апреле того года дорога получила новый остановочный пункт – платформу “Мемориал”, названную так в честь находящегося рядом Мемориала Славы.
На станции Парк была снесена деревянная касса и установлена новая – современный пластиковый киоск. К слову, оформление кассы, а именно вывески, с нарисованным мишкой в железнодорожной фуражке, вызвало недовольство у юных железнодорожников: “у нас тут не детский сад”, “нам что, по три года?” – такие фразы часто можно было услышать от ребят.
В конце 90-х годов на станции работало небольшое кафе – киоск и несколько столиков. В 2000 году вместо “контейнерного” киоска был построен капитальный павильон кафе и площадка.
Впервые серьёзные изменения коснулись состава “Юность Южной” – первый вагон состава был переоборудован в мягкий. К слову, это единственный мягкий вагон модели 48-051 на ДЖД Украины.
2000 год, как уже упоминалось выше, был для дороги юбилейным: Малой Южной исполнялось 60 лет. В честь этого события основному составу еще на год оставили название “Юбилейный”. Вагоны перекрасили – на них появились надписи “Малой Южной – 60”.
Следующий, 2001 год, юбилейным ни для ЮЖД, ни для Малой Южной уже не был. Название “Юбилейный” для основного состава ДЖД потеряло смысл, а возвращать старое название -“Орлёнок” – никому уже не хотелось: слишком прочно оно было связано с пионерским прошлым. Состав назвали “Украина” – как раз в этом году страна отмечала десятилетие независимости. Это название состав носит по сей день.
2002 год был самым обычным годом в истории дороги. Однако, в отличие от, например, 80-х годов, когда дорога работала в обычном режиме и про нее никто особо не вспоминал, в 2000-х годах о Малой Южной снова стали писать газеты. Юных железнодорожников приглашали на торжественные мероприятия, проводимые городом и Южной железной дорогой. В 2002 году произошло важное для страны транспортное событие: был запущен первый скоростной поезд “Столичный экспресс” сообщением Харьков – Киев. В первую поездку, в числе прочих почётных гостей, отправились юные железнодорожники Малой Южной.
Как первые пассажиры “Столичного экспресса”, ребята получили памятные подарки – сувенирную медаль, настольные часы и буклет от “Укрзалізниці”. Многие выпускники Малой Южной, участники той исторической поездки, хранят эти сувениры до сих пор.
С 2000-х годов каждое открытие сезона на Малой Южной стали посещать руководители города (а иногда и области) и Южной железной дороги. Эта традиция сохраняется и сегодня. В тот же период на ДЖД стали отмечать 1 июня – День защиты детей (в предыдущие годы этот день никак не выделялся среди остальных).
Начало XXI века вошло в историю как эпоха стремительной информатизации. Пришла цифровая эпоха и на Малую Южную.
В 2003 году Харьковская ДЖД, первая среди детских железных дорог Украины, стала компьютеризированной: была введена в строй компьютерная система управления стрелками и сигналами.
Управлять движением поездов стало можно как с “классического” пульта-табло, так и с компьютера. Первые годы после введения системы в строй использовался ноутбук. Несколькими годами позже в кабинете дежурного по станции был установлен полноценный компьютер.
В состав “Украина” к двум имеющимся прибавился еще один мягкий вагон: мягкие сиденья получил вагон №3.
В том же году по инициативе руководства “Укрзалізниці” ежегодно по всей стране стал проводится конкурс-смотр на лучшую ДЖД страны. Первый же конкурс отметился победой Малой Южной. Забегая вперёд скажем, что в течении семи следующих лет Малая Южная также становилась победительницей конкурса на лучшую дорогу.
По слухам, кто-то из делегации от руководства “взрослой” дороги предложил исключить Харьковскую ДЖД из конкурса как… “недостижимый идеал”.
В 2005 году компьютеризация Малой Южной продолжилась – в здании вокзала станции Парк был оборудован компьютерный класс.
2005 год стал знаковым для ДЖД Украины: возобновилась популярная в СССР традиция слётов юных железнодорожников. На слётах, помимо демонстрации знаний, ребята из разных городов имели возможность познакомится с работой других детских дорог страны, а иногда и отработать на “чужой” ДЖД целую смену.
Для первого слёта, как лучшая и наиболее современная дорога, была выбрана Малая Южная. Первый всеукраинский слёт юных железнодорожников состоялся 1 мая 2005 года. Большинство призовых мест заняли харьковчане.
Как видно из вышеописанного, почти каждый год на дороге появлялось что-то новое. Хватало и смелых планов: в 2006 году серьёзно обсуждалась постройка вагонного депо на станции Парк и продление дороги в сторону района Пятихатки. Однако после обсуждений ничего из перечисленного в жизнь не воплотилось.
2007 год стал для Малой Южной годом модернизации подвижного состава. Весной, с января по апрель, в депо Гребёнка были модернизированы вагоны состава “Украина”. От оригинальных вагонов Pafawag сохранилась экипажная часть и крыша. Обшивка вагонов и салон были созданы полностью с нуля.
До 2019 года вагоны состава “Украина” Малой Южной были единственными в бывшем СССР, прошедшими подобную модернизацию (в 2019 аналогичное обновление получили вагоны Киевской ДЖД).
В том же году, впервые за полтора десятилетия, в депо Гайворон капитальный ремонт прошли оба локомотива дороги. В апреле 2007 года был отремонтирован ТУ2-054, а с середины июня по середину августа ремонтировался ТУ7А-3198 – в эти два месяца на Малой Южной работал только один локомотив.
В конце года началось строительство уникального для детских железных дорог учебного полигона для юных железнодорожников. Полигон был построен за учебным корпусом – ширококолейная стрелка, фрагмент действующего переезда и маневровый светофор.
Свою работу он начал в следующем, 2008 году.
Весной 2008 года ушёл на заслуженный отдых начальник Малой Южной Руслан Васильевич Клименко, руководивший дорогой 23 года и возглавлявший её в, пожалуй, самый тяжёлый период существования. Новым начальником стал Олег Павлович Маслов, выпускник Малой Южной, пришедший на ДЖД в качестве инструктора в 1985 году.
2008 год принёс очередное обновление, приблизившее Малую Южную ко “взрослым” железным дорогам – на фасаде вокзала станции Парк и в его фойе были установлены электронные табло автоматизированной системы “ВИЗИНФО” (производства НПП “Хартрон”, Харьков), на которых отображается время прибытия и отправления поездов. Незаметным внешне, но значительным нововведением стала прокладка локальной компьютерной сети в учебном корпусе и вокзале станции Парк.
В 2009 году Малая Южная заявила о себе в международном пространстве. С 3 по 8 июля впервые в независимой Украине состоялась международная встреча юных железнодорожников. Малую Южную посетили гости с детских железных дорог Германии, Венгрии, Беларуси и России.
Осенью того же года японская телекомпания TVQ снимала на Малой Южной небольшой документальный фильм о юных железнодорожниках.
Кроме того, все в том же году на Малой Южной прошёл V Всеукраинский слёт юных железнодорожников.
В конце десятилетия Харьковская ДЖД разительно отличалась от той дороги, какой она была в первые годы независимости Украины. К началу 2010-х годов Малая Южная по праву считалась лучшей дорогой страны.
Далее: 2010-2020. Наши дни.