Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Тепловоз ТУ2-054

ТУ2-054 – второй тепловоз серии ТУ2 на Малой Южной.

Во второй половине 1980-х годов стала очевидна потребность Харьковской детской железной дороги в новом локомотиве. 

Казалось бы, зачем? Ведь на дороге уже работали тепловоз ТЭУ3-001 и паровоз Кв4-039, в наличии были два состава по 6 вагонов – "Орлёнок" и "Пионерский", причем второй вместе с паровозом выпускался в рейс от силы два-три раза в году – по праздникам.

Однако на паровозе, возраст которого уже подходил к четвертому десятку лет, приходила в негодность важнейшая деталь  – котел, который требовал замены или, в крайнем случае, капитального ремонта. Детей к управлению паровозом уже давно не подпускали – для эксплуатации приглашались взрослые машинисты. 

Провести ремонт такой сложности было почти невозможно – паровозы в Советском Союзе не строились с 1955 года, ремонтные базы паровозов ликвидировались, сами паровозы отставлялись на базы запаса, а чаще – просто резались на металлолом. Опытных специалистов по паровозам тоже оставалось очень мало – старые "паровозники" уходили на пенсию, а новых специалистов не готовили.

Кроме того, обучать детей управлению морально и физически устаревшим локомотивами руководство Южной железной дороги считало нецелесообразным, да и дети, за исключением нескольких энтузиастов, не испытывали особой тяги к "древним" машинам.

Тепловоз ТЭУ3-001 работал исправно, однако мелкие неполадки возникали все чаще – возраст машины приближался к тридцати годам. В случае же возникновения серьезной неисправности, требующей длительного времени на устранение, работа Малой Южной вообще могла бы прекратиться на неопределенный срок.

Словом, необходим был локомотив, который мог хотя бы иногда подменять ТЭУ3.

Такой локомотив нашелся на узкоколейке в Гайвороне (Кировоградская область), с которой в свое время Малая Южная получила свой первый паровоз ЛК-4-01, а в 1948 году – паровоз ЛК159-02.

Для Гайворонской УЖД уже давно прошло "золотое время" – с 70-х годов узкоколейка неуклонно сокращалась. Узкоколейные пути заменялись либо широкой колеей, либо замещались автобусным сообщением. Существовавший в 60-х-70-х огромный парк подвижного состава стал не нужен – локомотивы передавались на другие узкоколейки, списывались или просто отставлялись на запасные пути, где постепенно приходили в негодность.

Одним из таких локомотивов был и ТУ2-054, которому предстояло стать "новым" локомотивом Малой Южной.

Тепловоз был построен Калужским машиностроительным заводом и сдан в эксплуатацию 2 декабря 1956 года.

С завода ТУ2-054 был отправлен на Гайворонскую УЖД, где он проработал более 20 лет. В конце 70-х-начале 80-х локомотив отставили от работы. К 1986 году локомотив уже несколько лет был фактически заброшен и стоял на одном из запасных путей депо Гайворон.

Тепловоз ТУ2-054 на Гайворонской узкоколейке в 1982 году.
Заметно плачевное состояние локомотива. Фото М. Хельме с сайта parovoz.com.

В марте 1986 года тепловоз прибыл в депо Харьков-Сортировочный, где сразу же поступил в ремонтный цех. Среди юных железнодорожников сразу же пронесся слух о новом локомотиве, который "стоит в Сортировке". Ребята ездили в депо, чтобы взглянуть на новую машину. Однако внешний вид телповоза восторгов не вызывал – машина стояла в депо без стекол, покрытая мрачного вида коричневой грунтовкой. 

Однако ремонт преобразил локомотив – по образцу ТЭУ3 для него был сделан новый путеочиститель во всю ширину кузова, для совместимости с существующими сцепками установлено новое сцепное устройство. Внесены были и косметические изменения – в нижней части кузова был установлен новый широкий блестящий молдинг, заменен был и молдинг, визуально разделяющий кузов на две части. Кроме того, гладкие боковые стенки были заменены на рифленые.

Схема окраски тепловоза была такой: темно-зеленые нижняя часть кузова и путеочиститель, голубая верхняя часть и серая крыша. Под окнами краской была нанесена надпись "Пионерский". Под лобовыми окнами была нарисована трехцветная декоративная эмблема. Заводскую звезду на кузове, в отличие от ТЭУ3-001, решили сохранить и окрасили в красный цвет.

В мае 1986 года тепловоз был доставлен на Малую Южную. Среди юных железнодорожников долгое время – более 10 лет – ходила история, что тепловоз при доставке на ДЖД уронили, помяв боковую стенку – потому и заменили стенки с гладких на рифленые. Однако пока что у нас нет подтверждения этой "легенде".

 

ТУ2-054 в 80-х годах. Фото из архива Малой Южной ж.д.

До 1992 года ТУ2-054 использовался в основном в качестве вспомогательного локомотива. С 1993 года, когда ТЭУ3-001 был отставлен от работы, ТУ2-054 на некоторое время стал основным локомотивом дороги.

В 1995 году на тепловозе вышел из строя дизель. По некоторым сведениям, нуждающимся в проверке, взамен неисправного двигателся в ТУ2-054 установили дизель с ТЭУ3.

В 90-х годах по причине износа деталей ТУ2-054 эксплуатировался редко — в основном по праздникам или в те дни, когда неисправен был тепловоз ТУ7А.

В 2000-м году тепловоз был отремонтирован в депо Харьков-Сортировочная (к которому он и приписан). В ходе ремонта машина получила еще одно отличие от "родственников" — классические круглые выключатели оборудования в кабине были заменены на современные тумблеры.

В 2007 году в локомотивном депо Гайворон тепловоз был капитально отремонтирован. В ходе ремонта тележки тепловоза были заменены на тележки от другого ТУ2  с номером 004. На тележках сейчас можно видеть таблички с "неправильным" номером. 


Табличка на тележке ТУ2-054 (фото 2013 года).

Забавный эпизод — когда машинист-инструктор Олег Павлович Маслов, сопровождавший тепловоз, приехал в Гайворон, работники депо спросили: "Зачем вы его привезли? Это же музейный экспонат, у него состояние идеальное!".

И в самом деле — за "двойкой" ухаживают и берегут. Тепловоз постоянно чистят, моют, и заново окрашивают каждый год перед началом летней практики. 

ТУ2-054 — символ детской железной дороги. Его изображение есть на флагах, вымпелах, значках, открытках. Именно его изобразил старший инструктор ДЖД Сергей Николаевич Алексеев на логотипе дороги.

 

znak8

Логотип Малой Южной на значке 2012 года

Сейчас ТУ2-054, фактически, снова является основным локомотивом Малой Южной. Для многих юных железнодорожников "двойка" — любимый локомотив.

Как менялся внешний вид локомотива

Как описано выше, в 1986 году тепловоз был окрашен в сине-зеленой цветовой гамме. В 1990-м году тепловоз приобрел цветной герб СССР, который сохранялся на локомотиве до 1992 года включительно.

 

ТУ2-054 с составом "Орленок" в 1990 году. Фото с плаката "50 лет Малой Южной".

С 1993 года с тепловоза исчезла надпись "Пионерский" и герб СССР. Во второй половине 90-х на месте герба появился тризубец и логотип "Укрзалізниці". Окраска тепловоза не менялась существенно не изменялась. Поскольку тепловоз красили каждый год, в окраску лобовой части вносились несущественные изменения. 

ТУ2-054 с составом "Юбилейный" в 1999 году. Фотография сделана инструктором Малой Южной Гуревичем Валерием Яковлевичем.

В 2001 году локомотив перекрасили – нижняя часть кузова стала синей, верхняя часть и крыша по прежнему окрашивались в голубой и серый цвет соответственно. На одной стенке (с пятью окнами) появились две яркие желтые полосы.

ТУ2-054 в 2005 году. Фото: бывший юный железнодорожник Александр Филипенко.

В 2003 году с "голов" локомотива исчезла красная звезда – теперь на ее месте находится герб Украины. 

С 2007 года тепловоз окрашивается в сине-белой цветовой гамме – в стиле вагонов состава "Украина".

ТУ2-054 в 2007 году. 2 мая 2007 г. Фото: Сергей Попов.

С тех пор значительных изменений в облике локомотива не произошло, единственная действительно заметная деталь – с 2015 года зеленый элемент головной "птички" приобрел ярко-салатовый оттенок.

ТУ2-054 с составом "Украина", 2 мая 2016 года. Фото: Сергей Попов.

 

 

 

^