Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Состав “Пионерский”

Состав Пионерский Состав “Пионерский” – второй состав Малой Южной из вагонов Pafawag 3AW. К сожалению, пока что история этого состава полна неточностями и пробелами.

Первые 5 вагонов модели Pafawag 3aw поступили на Малую Южную весной 1959 года.
В 1960 или 1961 году Малая Южная получила ещё 5 вагонов этой же модели. Пока что мы точно не знаем, когда именно это произошло. Один из этих вагонов был построен во второй половине мая 1960 года, а значит, вагоны не могли поступить весной 1960 года. На фотографиях, сделанных 1 мая 1961 года уже присутствует второй состав из пяти вагонов.
Несмотря на то, что своё название состав получил намного позже, именно с этого момента начинается история состава “Пионерский”.

Сразу же после получения буферные брусы вагонов №№219 и 223 были переоборудованы под два буфера – так же, как у всех работавших до этого составов.

Новенький вагон №219 второго состава. Видна дата постройки: 19-31 мая 1960 года.
Снято 1 мая 1961 года. Фото из коллекции Сергея Попова.


Позднее дорога получила ещё 2 вагона модели Pafawag 3aw, однако мы не знаем точно, когда это произошло – весьма вероятно, что между 1968 и 1970 годами.

Из десяти вагонов Pafawag были сформированы два состава: основной, которому предстояло работать ежедневно, и вспомогательный, который должен был использоваться в дни, когда первый состав не мог вместить всех пассажиров.
В основной состав под номером 6 включили довоенный вагон. Позднее довоенный вагон иногда использовался в основном составе под номером 7.

Вагоны первого состава имели номера с 214 по 218, вагоны второго – с 219 по 223. Номеров полученных позже двух вагонов мы, к сожалению, не знаем.

Также точно не известно, каким образом эксплуатировались вагоны. В начале 60-х годов в основном составе работало 6 вагонов Pafawag 3aw. Вероятнее всего, в 1961 году в основной состав был включён вагон под номером 222. Во втором составе, таким образом, оставалось 4 вагона Pafawag 3Aw.

Косвенно это подтверждается нижеследующей фотографией:

Второй состав в тупике ст. Парк. Видно, что состав включает в себя 4 вагона Pafawag 3aw и довоенный вагон.
28 октября 1967 года. Фото из коллекции Григория Балашова.

К открытию сезона 1969 года поезда Малой Южной впервые получили названия. Основной состав получил имя “Орлёнок“, второй состав назвали “Пионерский”.

Вероятно, тогда же составы были переформированы. В основной состав “Орлёнок” вошли 4 вагона постройки 1960 года и 2 вагона постройки 1958 года, переоборудованные к тому времени в мягкие.

В “Пионерский” вошли 4 вагона постройки 1958 года и два неустановленных вагона. В 1969 году в состав “Пионерский” включили довоенный вагон. Насколько нам известно, довоенный вагон использовался в “Пионерском” только в 1969 году.

Названия составов были нанесены на стенки вагонов металлическими накладными буквами, за исключением довоенного вагона – на нём надпись была выполнена белой краской.

Состав “Пионерский” с довоенным вагоном. Первое известное фото состава “Пионерский”.
1 мая 1969 года. Фото из коллекции Сергея Попова.

Для каждодневного использования на детской железной дороге 12 вагонов, да еще и больших, по меркам узкоколеек, Pafawag-ов, конечно, хватало с большим запасом.

В обычные дни с перевозками отлично справлялся и один состав. Поэтому “Пионерский” эксплуатировался в основном по праздникам, когда количество пассажиров значительно превышало количество мест в обоих составах, а в непраздничные дни отстаивался в тупике возле депо.

Обычно в те дни, когда работали два состава, первый состав – “Орленок” – водил тепловоз ТЭУ3-001, “Пионерский” же вел паровоз Кв4-039. После получения дорогой тепловоза ТУ2-054 для работы с “Пионерским” использовался именно этот локомотив.

.

Паровоз Кв4-039 с составом ‘Пионерский’ на втором пути ст. Парк. 1970-е годы.
Фото из архива Малой Южной

Посадка пассажиров в вагоны поезда ‘Пионерский’, 1970-е годы.
Фото из архива Малой Южной

Окраска вагона за весь период работы на Малой Южной существенно не изменялась. Вагоны поезда были окрашены в темно-зеленый цвет сперва с кремовой, а затем с жёлтой разделительной полосой – по образцу обычных пассажирских поездов тех лет.

С 70-х годов верхнюю часть состава стали окрашивать в светло-зеленый цвет. Надпись “Пионерский” всегда была белого цвета.

Единственная имеющаяся у нас цветная фотография состава “Пионерский “, 1984 год.
Автор фото: Юрий Мишанов.

 

Два состава на станции Парк. Хорошо видны различия
между голубым “Орлёнком” (справа) и темно-зеленым “Пионерским”.
1989 (?) год. фото из архива Малой Южной.

В 1985 году все вагоны Малой Южной были перенумерованы. К сожалению, мы не знаем точно, какие вагоны какой номер носили. Известно лишь, что один из вагонов приобрел номер 29017, еще один – 29033 (не первый и не шестой в составе).

Вероятно, тогда же с вагонов были демонтированы металлические накладные буквы с названиями составов – с тех пор надписи наносились краской.

Подготовка состава “Пионерский” к летнему сезону. Видно написанное краской название.
Снимок сделан между 1987 и 1989 гг. Фото из архива Малой Южной.

Состав “Пионерский” эксплуатировался до 1990 года.

Зимой 1989 – 1990 годов Малая Южная получила новый состав из вагонов модели ПВ40, в связи с чем “Пионерский” был отставлен от работы.

Последний имеющийся у нас снимок состава “Пионерский” в работе.
Август 1990 или 1989 года. Фото из архива Малой Южной.

В 90-е годы “Пионерский” были фактически заброшен. До лета 1997 года выгоны стояли в тупике возле локомотивного депо и все, за исключением одного, были полностью разгромлены вандалами – выбиты стекла, разгромлены сиденья, разбиты плафоны освещения. Нередки были и случаи использования вагонов в качестве туалетов…

Один вагон использовался в хозяйственных целях – для хранения садового инвентаря – и находился в несколько лучшем состоянии (во многом благодаря тому, что окна его были забиты металлическими листами).

Весной, в период подготовки к летнему сезону, некоторые вагоны отгонялись в тупик ст. Лесопарк, где за вагонами отсутствовал вообще какой-либо надзор.

Летом 1997 года все вагоны были списаны и вывезены с Малой Южной.

Судьба вагонов “Пионерского”

Больше всех повезло вагону с номером 29033 – его передали на базу подготовки МВД в Лесопарке, которая находится неподалёку от платформы “Мемориал”.

Вагон находился на базе до лета 2020 года и использовался в качестве тренажёра для проведения спецопераций. Летом 2020 года вагон был вывезен в неизвестном направлении и, вероятно, сдан в металлолом.

Вагон Pafawag 29033 на тренировочной базе МВД. 1 мая 2020 года.
Последнее известное фото вагона состава “Пионерский”. Автор фото: Ivan.

Другой вагон “Пионерского” с неустановленным номером был отбуксирован на дачные участки в районе пгт Дергачи Харьковской области. Вагон использовался, вероятно, в качестве дачного домика или сарая. В середине двухтысячных харьковскими любителями транспорта выгоревший изнутри вагон с наваренными решетками  и “заглушенными” окнами был найден неподалеку от платформы “Лозовенька” (Дергачёвский район Харьковской области). Вагон находился там приблизительно  до середины 2012 года, постепенно растаскиваясь на металлолом.

Кузов заброшенного вагона состава “Пионерский”, 2008 год.
Отчётливо видны остатки надписи “Пионерский”. Автор фото: Андрей Рыбка.

При вывозе вагонов с Малой Южной обнаружилось, что вагоны из-за своей длины не умещаются в кузове грузового автомобиля. Поэтому некоторые вагоны разрезались – от кузова отрезался кусок с тамбуром и двумя окнами. Один из таких кусков в первой половине 2000-х годов использовался в качестве “летнего домика” в одном из дачных кооперативов возле пос. Безлюдовка Харьковской области.

“Дачный домик” из вагона состава “Пионерский”, 2006 год. Автор фото: Андрей Рыбка.

Остальные вагоны были, по всей видимости, сданы в металлолом. Некоторые части от них используются в качестве запасных для вагонов состава “Украина“. 

 

^