Состав “Пионерский”
Состав “Пионерский” – второй состав Малой Южной из вагонов Pafawag 3AW. К сожалению, пока что история этого состава полна неточностями и пробелами.
Первые 5 вагонов модели Pafawag 3aw поступили на Малую Южную весной 1959 года.
В 1960 или 1961 году Малая Южная получила ещё 5 вагонов этой же модели. Пока что мы точно не знаем, когда именно это произошло. Один из этих вагонов был построен во второй половине мая 1960 года, а значит, вагоны не могли поступить весной 1960 года. На фотографиях, сделанных 1 мая 1961 года уже присутствует второй состав из пяти вагонов.
Несмотря на то, что своё название состав получил намного позже, именно с этого момента начинается история состава “Пионерский”.
Сразу же после получения буферные брусы вагонов №№219 и 223 были переоборудованы под два буфера – так же, как у всех работавших до этого составов.
Позднее дорога получила ещё 2 вагона модели Pafawag 3aw, однако мы не знаем точно, когда это произошло – весьма вероятно, что между 1968 и 1970 годами.
Из десяти вагонов Pafawag были сформированы два состава: основной, которому предстояло работать ежедневно, и вспомогательный, который должен был использоваться в дни, когда первый состав не мог вместить всех пассажиров.
В основной состав под номером 6 включили довоенный вагон. Позднее довоенный вагон иногда использовался в основном составе под номером 7.
Вагоны первого состава имели номера с 214 по 218, вагоны второго – с 219 по 223. Номеров полученных позже двух вагонов мы, к сожалению, не знаем.
Также точно не известно, каким образом эксплуатировались вагоны. В начале 60-х годов в основном составе работало 6 вагонов Pafawag 3aw. Вероятнее всего, в 1961 году в основной состав был включён вагон под номером 222. Во втором составе, таким образом, оставалось 4 вагона Pafawag 3Aw.
Косвенно это подтверждается нижеследующей фотографией:
К открытию сезона 1969 года поезда Малой Южной впервые получили названия. Основной состав получил имя “Орлёнок“, второй состав назвали “Пионерский”.
Вероятно, тогда же составы были переформированы. В основной состав “Орлёнок” вошли 4 вагона постройки 1960 года и 2 вагона постройки 1958 года, переоборудованные к тому времени в мягкие.
В “Пионерский” вошли 4 вагона постройки 1958 года и два неустановленных вагона. В 1969 году в состав “Пионерский” включили довоенный вагон. Насколько нам известно, довоенный вагон использовался в “Пионерском” только в 1969 году.
Названия составов были нанесены на стенки вагонов металлическими накладными буквами, за исключением довоенного вагона – на нём надпись была выполнена белой краской.
Для каждодневного использования на детской железной дороге 12 вагонов, да еще и больших, по меркам узкоколеек, Pafawag-ов, конечно, хватало с большим запасом.
В обычные дни с перевозками отлично справлялся и один состав. Поэтому “Пионерский” эксплуатировался в основном по праздникам, когда количество пассажиров значительно превышало количество мест в обоих составах, а в непраздничные дни отстаивался в тупике возле депо.
Обычно в те дни, когда работали два состава, первый состав – “Орленок” – водил тепловоз ТЭУ3-001, “Пионерский” же вел паровоз Кв4-039. После получения дорогой тепловоза ТУ2-054 для работы с “Пионерским” использовался именно этот локомотив.
.
Окраска вагона за весь период работы на Малой Южной существенно не изменялась. Вагоны поезда были окрашены в темно-зеленый цвет сперва с кремовой, а затем с жёлтой разделительной полосой – по образцу обычных пассажирских поездов тех лет.
С 70-х годов верхнюю часть состава стали окрашивать в светло-зеленый цвет. Надпись “Пионерский” всегда была белого цвета.
В 1985 году все вагоны Малой Южной были перенумерованы. К сожалению, мы не знаем точно, какие вагоны какой номер носили. Известно лишь, что один из вагонов приобрел номер 29017, еще один – 29033 (не первый и не шестой в составе).
Вероятно, тогда же с вагонов были демонтированы металлические накладные буквы с названиями составов – с тех пор надписи наносились краской.
Состав “Пионерский” эксплуатировался до 1990 года.
Зимой 1989 – 1990 годов Малая Южная получила новый состав из вагонов модели ПВ40, в связи с чем “Пионерский” был отставлен от работы.
В 90-е годы “Пионерский” были фактически заброшен. До лета 1997 года выгоны стояли в тупике возле локомотивного депо и все, за исключением одного, были полностью разгромлены вандалами – выбиты стекла, разгромлены сиденья, разбиты плафоны освещения. Нередки были и случаи использования вагонов в качестве туалетов…
Один вагон использовался в хозяйственных целях – для хранения садового инвентаря – и находился в несколько лучшем состоянии (во многом благодаря тому, что окна его были забиты металлическими листами).
Весной, в период подготовки к летнему сезону, некоторые вагоны отгонялись в тупик ст. Лесопарк, где за вагонами отсутствовал вообще какой-либо надзор.
Летом 1997 года все вагоны были списаны и вывезены с Малой Южной.
Судьба вагонов “Пионерского”
Больше всех повезло вагону с номером 29033 – его передали на базу подготовки МВД в Лесопарке, которая находится неподалёку от платформы “Мемориал”.
Вагон находился на базе до лета 2020 года и использовался в качестве тренажёра для проведения спецопераций. Летом 2020 года вагон был вывезен в неизвестном направлении и, вероятно, сдан в металлолом.
Другой вагон “Пионерского” с неустановленным номером был отбуксирован на дачные участки в районе пгт Дергачи Харьковской области. Вагон использовался, вероятно, в качестве дачного домика или сарая. В середине двухтысячных харьковскими любителями транспорта выгоревший изнутри вагон с наваренными решетками и “заглушенными” окнами был найден неподалеку от платформы “Лозовенька” (Дергачёвский район Харьковской области). Вагон находился там приблизительно до середины 2012 года, постепенно растаскиваясь на металлолом.
При вывозе вагонов с Малой Южной обнаружилось, что вагоны из-за своей длины не умещаются в кузове грузового автомобиля. Поэтому некоторые вагоны разрезались – от кузова отрезался кусок с тамбуром и двумя окнами. Один из таких кусков в первой половине 2000-х годов использовался в качестве “летнего домика” в одном из дачных кооперативов возле пос. Безлюдовка Харьковской области.
Остальные вагоны были, по всей видимости, сданы в металлолом. Некоторые части от них используются в качестве запасных для вагонов состава “Украина“.