Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Интересные факты о Малой Южной

Малая Южная – детская железная дорога, которая представляет ценность не только как учебный центр для юных железнодорожников, но и как узкоколейная ветка с уникальным подвижным составом и историей.

Харьковская ДЖД, пожалуй, является самой большой “копилкой” редкостей среди детских железных дорог не только Украины, но и стран бывшего СССР.

Малая Южная – единственная ДЖД среди детских железных дорог бывшего СССР, где:

Работал югославский паровоз серии Yu83 (с  1945 по 1954 год  под обозначением ЛК83-1).

Эксплуатировались мягкие вагоны завода Pafawag (в составах “Орленок” и “Пионерский“). Ни на одной ДЖД подобные вагоны не встречались.

Эксплуатировался видоизмененный тепловоз ТУ2 под обозначением ТЭУ3-001 (с 1957 по 1997 г.). ТУ2 подобной модификации не встречался не только на детских железных дорогах, но и на узкоколейках вообще.

Работал уникальный вагон европейской постройки 1940 года, имевший электрическое освещение, а так же мягкое и жесткое отделения.

Работает тепловоз ТУ2 с видоизмененным кузовом и путеочистителем.

Локомотивы и хвостовые вагоны оборудованы ручной сцепкой европейского образца. Аналогичными сцепками, только больших размеров, оборудован практически весь подвижной состав современных ж.д. Европы.

Работает  мягкий вагон серии ПВ40 (в составе “Юность Южной” под № 1).

Работает состав из полностью модернизированных вагонов Pafawag (состав “Украина”). От оригинальных вагонов сохранилась только крыша и ходовая часть, все остальное было сделано “с нуля”.

С 1946 по 2019 год использовался вагон постройки конца XIX века (Австро-Венгрия). На сегодняшний день это единственный сохранившийся вагон этого типа. Ныне вагон находится в музее истории Южной железной дороги.

 

Единственная ДЖД в Украине, где:

Работает действующий автоматизированный ж.д. переезд. Подобный переезд есть на ДЖД в Запорожье, однако он находится на территории станции “Жовтнева” и автомобильное движение через него практически отсутствует. В Харькове же движение через переезд – очень интенсивное.

Работает компьютерная система управления сигналами и стрелками. Система работает параллельно с “классическим” пультом ДСП.

Открыт для всех желающих самый большой музей среди детских ж.д. Украины. Музей находится в вокзале ст. Парк. Открыт в праздничные дни, для посещения музея в обычные дни нужно обратиться к сотрудникам ДЖД.

Построен учебный полигон, состоящий из стрелки, светофоров и фрагмента переезда.

Сохранилась водонапорная башня для паровозов. Находится возле тупика на ст. Лесопарк.

Сохранилось около километра уникальных рельсов, часть из которых сделана в начале ХХ века (1901, 1904 год), а часть – в предвоенные годы. Рельсы можно видеть в тупиках на ст. Парк, а так же на втором и третьем километре трассы.

 

А также:

Малая Южная – вторая по длине ДЖД Украины. Суммарная длина ее путей – 3,6 км. Длина большинства ДЖД Украины не превышает 2 км.

Вокзал станции Парк – самый старый вокзал среди вокзалов ДЖД Украины. В Украине только одна ДЖД старше харьковской – в Днепропетровске. Однако довоенный вокзал Малой Приднепровской был разрушен фашистами, а харьковскому удалось уцелеть.

^