Интересные факты о Малой Южной
Малая Южная — детская железная дорога, которая представляет ценность не только как учебный центр для юных железнодорожников, но и как узкоколейная ветка с уникальным подвижным составом и историей.
Харьковская ДЖД, пожалуй, является самой большой «копилкой» редкостей среди детских железных дорог не только Украины, но и стран бывшего СССР.
Малая Южная — единственная ДЖД среди детских железных дорог бывшего СССР, где:
Работал югославский паровоз серии Yu83 (с 1945 по 1954 год под обозначением ЛК83-1). |
|
Эксплуатировались мягкие вагоны завода Pafawag (в составах «Орленок» и «Пионерский«). Ни на одной ДЖД подобные вагоны не встречались. |
|
Эксплуатировался видоизмененный тепловоз ТУ2 под обозначением ТЭУ3-001 (с 1957 по 1997 г.). ТУ2 подобной модификации не встречался не только на детских железных дорогах, но и на узкоколейках вообще. |
|
Работал уникальный вагон европейской постройки 1940 года, имевший электрическое освещение, а так же мягкое и жесткое отделения. |
|
Работает тепловоз ТУ2 с видоизмененным кузовом и путеочистителем. |
|
Локомотивы и хвостовые вагоны оборудованы ручной сцепкой европейского образца. Аналогичными сцепками, только больших размеров, оборудован практически весь подвижной состав современных ж.д. Европы. |
|
Работает мягкий вагон серии ПВ40 (в составе «Юность Южной» под № 1). |
|
Работает состав из полностью модернизированных вагонов Pafawag (состав «Украина»). От оригинальных вагонов сохранилась только крыша и ходовая часть, все остальное было сделано «с нуля». |
|
С 1946 по 2019 год использовался вагон постройки конца XIX века (Австро-Венгрия). На сегодняшний день это единственный сохранившийся вагон этого типа. Ныне вагон находится в музее истории Южной железной дороги. |
Единственная ДЖД в Украине, где:
Работает действующий автоматизированный ж.д. переезд. Подобный переезд есть на ДЖД в Запорожье, однако он находится на территории станции «Жовтнева» и автомобильное движение через него практически отсутствует. В Харькове же движение через переезд — очень интенсивное. |
|
Работает компьютерная система управления сигналами и стрелками. Система работает параллельно с «классическим» пультом ДСП. |
|
Открыт для всех желающих самый большой музей среди детских ж.д. Украины. Музей находится в вокзале ст. Парк. Открыт в праздничные дни, для посещения музея в обычные дни нужно обратиться к сотрудникам ДЖД. |
|
Построен учебный полигон, состоящий из стрелки, светофоров и фрагмента переезда. |
|
Сохранилась водонапорная башня для паровозов. Находится возле тупика на ст. Лесопарк. |
|
Сохранилось около километра уникальных рельсов, часть из которых сделана в начале ХХ века (1901, 1904 год), а часть — в предвоенные годы. Рельсы можно видеть в тупиках на ст. Парк, а так же на втором и третьем километре трассы. |
А также:
Малая Южная — вторая по длине ДЖД Украины. Суммарная длина ее путей — 3,6 км. Длина большинства ДЖД Украины не превышает 2 км. |
|
Вокзал станции Парк — самый старый вокзал среди вокзалов ДЖД Украины. В Украине только одна ДЖД старше харьковской — в Днепропетровске. Однако довоенный вокзал Малой Приднепровской был разрушен фашистами, а харьковскому удалось уцелеть. |