Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Станция “Лесопарк”

Станция “Лесопарк” – вторая станция Малой Южной.

Станция находится неподалеку от автостанции “Лесопарк” и Харьковского аэрокосмического университета, также неподалеку располагается ресторан “Шервуд”.

На станции находится небольшой навес, под которым – помещение кассы.

Павильон на ст. Лесопарк

Путевое развитие станции включает в себя два пути и две стрелки: входная – автоматическая, тупиковая – ручная.

История станции

Станция Лесопарк была запроектирована архитектором Е. А. Лымарем еще в 1939 году. Проектом предполагалось соорудить небольшой павильон легкого типа, который должен был состоять из вестибюля и двух залов ожидания. В служебных помещениях павильона планировалось устроить отопление. Для декоративных элементов павильона были использованы образцы украинского народного творчества.

Однако в силу того, что трасса ДЖД до войны так и не была доведена до местоположения будущей станции, построили Лесопарк лишь после войны, в 1945 году.

Первый вокзал станции Лесопарк. Фото начала 50-х годов.

На станции были уложены 2 пути, установлены 2 стрелочных перевода, построены 2 деревянных здания стрелочных постов. Пути станции, как и на ст. Парк, были короче, чем в наше время.

Деревянный стрелочный пост № 2

Вокзал станции представлял собой небольшое кирпичное здание, включавшее в себя окошко кассы, помещение для дежурного по станции и хозяйственное помещение. К вокзалу был пристроен деревянный павильон с лавочками для пассажиров.
В помещении вокзала размещался пульт дежурного с мнемосхемой станции. До середины 90-х годов в том же помещении располагался микрофон для диктора.

В помещении дежурного по станции

В 1948 году пути станции были удлинены до современных размеров. В тупике была установлена металлическая водонапорная башня и гидроколонка для паровозов. Водонапорная башня и остатки колонки сохранились до наших дней.

Паровоз ЛК159-02 возле водонапорной башни

Водонапорная башня в наши дни

В 80-х годах деревянный павильон вокзала был перестроен, на нем появились декоративные элементы в стиле украинских народных орнаментов.

Второй вокзал станции Лесопарк

Зимой 1999-2000 г.г. на ст. Лесопарк по невыясненным причинам случился пожар, полностью уничтоживший вокзал.

Весной 2000 г. на месте вокзала была сооружена небольшая кирпичная касса с квадратным металлическим навесом.

Павильон на ст. Лесопарк в 2005 году

Входная стрелка была оснащена автоматическим приводом. На тупиковой стрелке в учебных целях был оставлен ручной переводной механизм.

Стрелочный пост № 1 на ст. Лесопарк и тупик

После переоборудования станции она стала пустовать практически всегда. Если раньше на станции в период работы находился инструктор и не менее пяти (а иногда и десятка) ребят, то сейчас, в целях безопасности, детей решено не оставлять на станции.

Малая Южная - рабочее место диктора ст. Лесопарк
Рабочее место диктора ст. Лесопарк в вокзале ст. Парк.

Управление станцией стало осуществляться со ст. Парк. Стрелки и сигналы переключаются с общего для обеих станций пульта. Более того – диктор ст. Лесопарк осуществляет объявление тоже со ст. Парк.

Входная автоматическая стрелка может переводится стрелочником, синхронно с ДСП, однако эта возможность практически никогда не используется. Стрелка просто переводится дежурным по станции с пульта.

Тупиковая ручная стрелка переводится приезжающим в первом вагоне стрелочником, который затем уезжает вместе с поездом.

Больше фотографий станции “Лесопарк” – в фотогалерее.

^