Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

1960-1969. Начало эпохи застоя

В начале 60-х годов Малая Южная стала неотъемлемой частью жизни города Харькова. 

Детская железная дорога вошла в путеводители по городу и туристические справочники. Малая Южная входила в обязательную программу экскурсии по городу для иностранцев. Газеты называли Малую Южную "гордостью юных харьковчан". 

Для 60-х годов дорога была оснащена по последнему слову техники. Новый тепловоз, паровоз, два состава из семи и шести вагонов, автоблокировка, радиосвязь…  

На дороге обучалось до двух тысяч юных железнодорожников из Харькова, Харьковской области и даже соседних с Харьковской областей. Поезда Малой Южной перевозили несколько сот тысяч пассажиров ежегодно.

Работа на Малой Южной, конечно же, претерплела изменения по сравнению с предыдущим десятилетием. Дорога вступала в эпоху стабильности.

Основным локомотивом стал тепловоз ТЭУ3-001. Однако для эксплуатации тепловоза требовалось дизельное топливо, которое стоило значительно дороже угля, используемого паровозом. Поэтому паровоз Кв4-039 эксплуатировался наравне с тепловозом – попеременно по будним дням. В праздничные дни работали два состава.


Паровоз Кв4-039 с составом. Видны 5 вагонов Pafawag, довоенный вагон и тепловоз ТЭУ3-001 (в депо).
Фотография из архива Свердловской детской железной дороги. 1961 год.

В конце 1961 или начале 1962 года подвижной состав дороги пополнился еще одним вагоном Pafawag. Основным составом, конечно же, был состав из новых вагонов, к которому, чтобы вместить всех пассажиров, добавили довоенный вагон (который попеременно имел номер 1 или 7). Старый состав из "рижских" вагонов эксплуатировался редко – большую часть времени он стоял в тупике возле депо.

Состав из семи вагонов. Фото Леонида Самофалова. 1962 год.

Почти прекратилось практическое обучение управлению паровозом. Работу паровоза, конечно, изучали, но в основном в теории. Летом паровоз водили взрослые инструктора, ребят к непосредственному управлению паровозом допускали редко – управлять паровым локомотивом намного сложнее, чем дизельным. Юные железнодорожники выполняли в основном роль кочегаров и помощников машиниста, помогали чистить топку, заправлять паровоз водой.  


Чистка топки паровоза на ст. Лесопарк. Фото Леонида Самофалова. 



Вид на сцепку с тендера паровоза. Фото Леонида Самофалова. 1961 или 1962 год.

Для работы на паровозе привлекали обычно машинистов-пенсионеров, только на летний период. От года к году количество желающих работать на паровозе уменьшалось: большинство ребят привлекала более современная техника – тепловоз. Хотя всегда находились энтузиасты, желающие освоить непростую машину – на паровозе работали обычно двое-трое "завсегдатаев" из числа юных железнодорожников.

Малая Южная поддерживала тесные контакты с детскими железными дорогами СССР. Ребята с Малой Южной каждый год посещали несколько детских железных дорог, обменивались альбомами фотографий. По сей день в архиве Малой Южной можно найти десятки ставших уже историческими фотографий других ДЖД, в том числе и уже не существующих…


Юные железнодорожники Свердловской ДЖД в гостях у харьковских юных железнодорожников.
Фотография из архива Свердловской детской железной дороги. 1961 год.

В 1962 году юные железнодорожники посетили Москву. Экскурсии придавалось большое "политическое" значение: в числе сопровождающих был корреспондент харьковской газеты "Красное Знамя" А. Коптюхин, чьему перу принадлежало немало заметок о Малой Южной. Поездка, конечно же, была освещена в харьковской прессе.

Юные железнодорожники на экскурсии в Москве.
Фото А. Коптюхина,  газета "Красное Знамя", №153 (5974), 5 августа 1962 г.

"Взрослая" железная дорога организовывала экскурсии не только на детские железные дороги. Отличившиеся юные железнодорожники могли полноценно отдохнуть – были в Крыму, на Кавказе, на курортах черноморского побережья. Сочи, Гагры, Сухуми, Афон, Ялта – такова география летних путешествий ребят.

В 1963 году на Малую Южную пришел молодой инструктор Валерий Яковлевич Гуревич. Бывший юный железнодорожник, вернувшись из армии, не представлял себе жизни без детской железной дороги. Большая часть жизни Валерия Яковлевича была связана с Малой Южной, на которой он проработал сорок три года – до выхода на пенсию в 2006-м году.

 


В. Я. Гуревич с юными железнодорожниками на экскурсии в г. Сочи. 1963 год.

1965 год стал для Малой Южной знаковым. В июле на дороге прошла всесоюзная товарищеская встреча юных моделистов-железнодорожников, на которой ребята с разных детских железных дорог Союза представляли модели техники, сделанные собственными руками. Некоторые модели не просто выставлялись на стендах, а и участвовали в соревнованиях. Учитывалось множество критериев: скорость, сила тяги, элементы автоматики (например, поднимающийся пантограф, свет буферных фонарей).

В результате победу одержала модель электровоза ВЛ23, сделанная харьковскими юными железнодорожниками Владимиром Калиниченко и Евгением Загоруйко.

Владимир Калиниченко (справа) и Евгений Загоруйко с моделью ВЛ23.
Фото Н. Бежиной, газета "Красное Знамя" №131(6724), 07 июля 1965 г.

 

 
Соревнования моделей. 1965 год.

В те же дни Малая Южная попала на телеэкраны. Более того – впервые на Харьковской детской железной дороге сняли цветной документальный фильм. Фильм назывался "Хозяева маленьких дорог", продолжительнось его составляла 15 минут. Хотя часть фильма снималась во Львове, большую часть экранного времени занимает Малая Южная.

В фильм попали кадры с соревнования моделистов-железнодорожников и немало кадров с подвижным составом Малой Южной. Есть в фильме и курьезные моменты: в одном кадре отправляется голубой тепловоз ТЭУ3 с составом Малой Южной, через секунду – поезд ведет уже темно-синий львовский ТУ2-087. Показано в фильме и использование туалетов в вагонах поезда, чего в дейcтвительности никогда не было.

Фильм даже был переведен на немецкий язык и показывался в Германии. К сожалению, нам не удалось найти полной русской версии фильма, однако в видеоархиве сайта есть полная немецкая версия.

Вероятно, для лучшего качества съемки, подвижной состав Малой Южной был перекрашен – вагоны, ранее бывшие тёмно-зелёными, окрасили в светлой зелено-голубой гамме. ТЭУ3 был окрашен в серо-голубых оттенках.


Кадры из фильма "Хозяева маленьких дорог"

В 60-е годы дорогу посещало огромное количество экскурсий: школы, лагеря, турбазы Харьковской и соседних Белогородской, Курской, Луганской, Полтавской областей постоянно присылали группы юных туристов.

Дорогу посещало и немало иностранных туристов – в основном, конечно, из стран социалистического лагеря. В прессе тех лет упоминаются посещения Малой Южной гражданами ГДР, Чехословакии, Польши, Китая, Лаоса, Болгарии, Великобритании, Италии и даже Швейцарии. Обязательным пунктом посещения была запись в книгу отзывов. Например, группа студентов из Лаоса, посетившая Малую Южную в 1963 году, оставила такую запись: "Желаем советским пионерам уверенно вести свой поезд к светлому будущему – коммунизму", группа строителей из Великобритании в 1966 году – "Мы поражены тем, как хорошо проводят свой досуг дети СССР"…

Малая Южная не ограничивалась изучением железнодорожных специальностей. На дороге активно работала самодеятельность – были организованы хоровой и танцевальный кружки. По праздникам юные железнодорожники организовывали концерты для гостей дороги – иногда на главной аллее станции Парк даже сооружалась временная деревянная сцена. Юные железнодорожники входили в число участников детского оркестра Южной железной дороги, который существует и по сей день.

Работал фотокружок, благодаря которому до наших дней дошло немало любительских фотографий Малой Южной.

Юные железнодорожники ухаживали и за территорией Малой Южной – не только убирали листья и мусор, но и сажали деревья, красили путевые знаки, следили за состоянием пути, помогали готовить подвижной состав к летнему сезону.


Ребята сажают деревья на ст. Парк. Весна 1969 года.


Выгрузка щебня. Весна 1963 года.
На фото – принадлежавший Малой Южной раритетный автомобиль ГАЗ-АА. 

Однако техническое развитие дороги фактически прекратилось – за 60-е годы значительных изменений в оснащении дороги не происходило. На фоне космических достижений страны популярность железнодорожных профессий упала: стало модно "хотеть быть космонавтом". Значительно снизилось количество упоминаний Малой Южной в газетах – на первые полосы вышли завоевания космоса и народного хозяйства.

Важные для Малой Южной изменения произошли только в конце 60-х годов. В конце 60-х годов (по слухам, в 1968 году) был списан старый состав из "рижских" вагонов и Малая Южная получила второй состав из вагонов Pafawag. 

В 1969 году началась активная застройка района Павлово Поле. Генеральным планом предусматривалась прокладка четырехполосной автодороги через трассу Малой Южной. 


Переезд через пути Малой Южной в 1963 году.

План предусматривал и большую реконструкцию трассы ДЖД, в первую очередь, участка между Красным и Белым мостами – планировалась ликвидация переезда и перестройка участка пути.

Закончив летний сезон 1969 года, Малая Южная закрылась на полугодовую реконструкцию.

Далее: 1970-1979. Эпоха застоя.

^