Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА И ШКОЛА

Газета "Гудок", №188(8785), 10.08.1954

 

Четырнадцать лет тому назад силами общественности в Харькове была построена детская железная дорога — Малая Южная. Она проходит по пересеченной местности и заканчивается в лесопарке, где расположено много пионерских лагерей.

Из года в год улучшается техническое оснащение дороги. Сейчас она имеет все необходимое для того, чтобы школьники могли ознакомиться с техникой железнодорожного транспорта, закрепить знания, полученные в школе. В ее распоряжении три паровоза и десять пассажирских вагонов, оборудованных автотормозами. На одном из паровозов установлены автостоп и скоростемер. Путь оборудован автоматической блокировкой. В конторах дежурных по станции установлены пульты-табло.

На своей дороге пионеры и школьники под наблюдением инструкторов работают стрелочниками, кочегарами, машинистами, дежурными по станции и на других должностях. Кроме технических, на дороге созданы различные кружки — художественного слова, хоровой, шахматно-шашечный и другие. Юные железнодорожники совершают экскурсии на предприятия Харькова, слушают лекции о новостях техники, о методах работы передовых людей транспорта.

Детские железные дороги призваны содействовать школам в развитии политехнического обучения, знакомить учащихся с техникой железных дорог, прививать им любовь к железнодорожному транспорту и железнодорожным специальностям.

В школах Харьковского узла и линейных станции организованы железнодорожные кружки, которыми руководят работники детской дороги. Инструкторы Малой Южной периодически выезжают в прикрепленные к ним линейные школы, а в школах Харьковского узла они бывают еженедельно. В этих кружках учащиеся в течение трех лет изучают железнодорожное дело, а Б летний период проходят практику на Малой Южной. В программу занятии входят также экскурсии в Дом техники, лаборатории Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта, в технические кабинеты предприятий Харьковского узла, просмотр технических и научно-популярных фильмов. Юные железнодорожники изготовляют макеты, модели и учебно-наглядные пособия.

Связь детской дороги со школами выражается не только в организации железнодорожных кружков. Преподаватели школ получают на Малой Южной методическую помощь по вопросам введения железнодорожной тематики в учебные программы, знакомятся с техникой железных дорог. Малая Южная оказывает также помощь школам в организации железнодорожных уголков и в проведении массовых мероприятий, направленных на популяризацию железнодорожного транспорта среди школьников.

Политехнизация обучения в советской школе преследует цель—подготовить из молодежи опытных работников современного производства, умеющих практически применять знания, полученные в школе. В этих условиях деятельность детских железных дорог приобретает большое значение.

Более широкому распространению железнодорожных знаний среди школьников мешает недостаточное знакомство учителей с железнодорожным делом. До сих пор не создан цикл лекций и бесед, которые знакомили бы учащихся с новейшей техникой и научными основами железнодорожного производства, а также с достижениями советских ученых и новаторов транспорта. А такие лекции очень нужны. В школьных библиотеках редко найдешь популярную литературу о железнодорожном транспорте и железнодорожных профессиях. Нет и научных фильмов, которые в доступной форме знакомили бы школьников с техникой, экономикой и историей транспорта. Железнодорожные кружки не имеют дифференцированных программ и пособий, составленных применительно к уровню знаний учащихся того или иного класса.

Надо сказать, что методическое руководство детскими железными дорогами со стороны Главного управления учебными заведениями и Центрального дома детей железнодорожников явно недостаточно. Опыт работы отдельных детских дорог и школ по распространению железнодорожных знаний среди школьников изучается слабо. Совещания инструкторов детских дорог почти не проводятся, да и начальников этих дорог Главное управление учебными заведениями удосужилось собрать раз за 4 года.

Нельзя сказать, чтобы хозяйственные партийные и профсоюзные организации Южной магистрали не оказывали помощи своей детской дороге. Однако есть еще много нерешенных вопросов. Малая Южная не имеет постоянного депо, хотя о постройке его было специальное приказание Министерства путей сообщения еще семь лет тому назад. У нас нет комнат для учебных занятий, помещения, где бы можно было регулярно показывать учащимся технические и научно-популярные кинофильмы. Все эти вопросы неоднократно ставились перед руководством Южной дороги, но до настоящего времени не получили положительного решения.

Практика юных железнодорожников на Малой Южной с каждым годом улучшается. Тем не менее вполне удовлетворительной ее признать нельзя. Значительная часть учащихся линейных школ не в состоянии проходить практику потому, что школьникам, живущим вне пределов Харькова, не выдают бесплатных проездных билетов. Правда, по ходатайству Малой Южной министерство разрешило выдать воспитанникам школ пригородной зоны 100 бесплатных билетов, но этого совершенно недостаточно.

Министерство путей сообщения и его главки еще мало интересуются детскими железными дорогами. Об этом свидетельствует хотя бы тот Факт, что до настоящего времени не разработана система технического оснащения детских дорог и выделения им средств целевым назначением для нового строительства.

Д. КРАВЧЕНКО, начальник Малой Южной дороги.

^