Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Путевка в жизнь

Анатолий Безвиненко,
инструктор Малой Южной с 1970 по 1972 г.
Публикация в газете “Южная Магистраль”, №9, 13 марта 2015 г.

Одним из первых этапов на долгом трудовом пути бывшего инспектора-приемщика вагонов Главного пассажирского управления «Укрзалізниці», потомственного железнодорожника Анатолия Безвиненко была работа инструктором-вагонником на Малой.

Южной проработал на Малой Южной инструктором по вагонному хозяйству всего два года: с декабря 1970-го по 1972-й, сменив на этом посту Виталия Тимошенко.

Перейти на детскую дорогу мне как самому молодому сотруднику предложил начальник ВЧД-6, где я в то время
работал мастером, параллельно обучаясь на заочном отделении ХИИТа. Попробовать себя в новом деле было интересно, и я согласился. Мой предшественник Виталий Тимошенко перед уходом с Малой Южной помог мне освоиться и постепенно передал дела. Зимой работа заключалась преимущественно в ведении занятий в железнодорожных кружках в школах. У детей был большой интерес к профессии, и они охотно посещали мои уроки. Правда, некоторых школьников больше привлекали учебные мультики, демонстрировавшиеся во время занятий.

В апреле начиналась подготовка к сезону. Подвижной состав детской дороги обслуживало мое родное депо ВЧД-6, так что красивые и удобные польские вагончики Малой Южной были мне хорошо знакомы еще до того, как стал инструктором.

На детской дороге, как и сейчас, было два состава. По будням курсировал, как правило, только один поезд «Украина» во главе с тепловозом ТЭУ3-01. Кстати, из-за необычности этой модели, которую модернизировали на заводе им. Малышева, у многих любителей узкоколеек возникло ошибочное мнение, что это была экспериментальная машина новой серии. Еще одной интересной особенностью нашей дороги стало применение центральной винтовой стяжки с двумя буферами, причем на обоих составах ею были оборудованы только концевые вагоны, а внутри состава использовались более традиционные цепные ударно-упряжные приборы.

Второй поезд, «Пионерский», торжественно запускали по праздникам. К нему цепляли маленький венгерский паровоз Кв4-039, которым управлял специально приезжавший пожилой машинист Петр Васильевич Процалов из локомотивного депо Харьков-Сортировочный. В те годы юные железнодорожники, как правило, учились водить только тепловоз, а паровозников было всего несколько человек.

Кстати, один из них, Сережа Жовтобрюх, впоследствии стал машинистом-инструктором на Малой Южной.
Мне особенно запомнился один паренек из неблагополучной семьи, который практически все время ездил на паровозе вместе со взрослым машинистом в качестве кочегара. Мальчик всегда ждал праздников, интересовался, когда будет запускаться паровоз, помогал подготовить его к рейсу. А когда поезд прибывал на станцию, пожилой машинист наклонялся, а парнишка становился так, чтобы казалось, что паровозом управляет он.

Тепловоз же на самом деле водили юные железнодорожники постарше, но рядом с ними в кабине всегда находился инструктор.

Малой Южной везло не только на уникальный подвижной состав. При мне на детской дороге был еще один раритет: автомобиль-полуторка АМО-Ф-15, один из первых выпусков, который использовался для перевозки угля. Этот автомобиль очень хотела приобрести для съемок киностудия им. Довженко, но начальник детской дороги Дмитрий Кравченко наотрез отказался его продавать. К сожалению, о дальнейшей судьбе этой машины, как и о судьбе паровоза Кв4-039, я ничего не знаю.

Но главное на детской дороге – не подвижной состав, а воспитанники. Большинство выпускников моей смены получили профильное образование и остались работать в различных подразделениях Южной дороги.

Один из моих учеников, Владимир Голубничий, стал заместителем начальника главка «Укрзалізниці».

В декабре 1972 года я ушел с Малой Южной в ВЧД-6. В то время я оканчивал институт и не мог совмещать работу над дипломным проектом с занятиями на детской дороге. Но работа на Малой Южной дала мне незабываемый опыт, пригодившийся в дальнейшей трудовой жизни и в воспитании собственных детей. Семейную железнодорожную традицию продолжила моя младшая дочь, которая уже 12 лет работает в управлении ЮЖД. А с внуком, когда он был помладше, мы часто ходили на Малую Южную наблюдать за поездами.

Записала Надежда ШАРАФУТДИНОВА

^