Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Машинист по призванию

Сергей Петрович Жовтобрюх,
юный железнодорожник периода конца 60-х – начала 70-х годов, позже – машинист-инструктор Малой Южной.
Публикация в газете “Южная Магистраль”, №12, 3 апреля 2015 г.

Машинист тепловоза детской дороги, в прошлом работавший в ТЧ-10, Сергей Жовтобрюх признается, что именно занятия на Малой Южной вдохновили посвятить жизнь железной дороге.

Вся моя семья работала на транспорте, но железнодорожников в роду до меня не было. О Малой Южной я узнал совершенно случайно на первомайской демонстрации, которая шла от авиазавода, где работал мой отец, к парку Горького. Там как раз проходит путь Малой Южной, только на месте путепровода в то время еще был переезд. Пока взрослые собирались и колонна демонстрантов медленно двигалась к парку, я успел все обследовать и разузнать о детской дороге. Вскоре в нашей школе в Дергачах начал действовать железнодорожный кружок, возглавляемый инструктором локомотивного хозяйства Владимиром Орлом.

На Малой Южной мне больше всего нравилось водить паровоз. Он ходил по праздникам и в дни, когда тепловоз был на профилактике. В нашей группе машинистов сложился небольшой кружок энтузиастов, и мы ждали такие дни с нетерпением, помогали растопить паровоз, заправить его водой, подготовить к рейсу. Сами не водили, но работали кочегарами. Командировочный машинист паровоза, веселый, шебутной дядька из ТЧ-10 Петр Васильевич Просалов, часто
говорил: «Грязь техническая не вредная, а полезная!».

Группа машинистов была костяком, кулаком дороги. Если мы приняли решение, то должны были сделать дело во что бы то ни стало. Соревновались и между собой: каждый хотел работать лучше всех. Отличникам учебы выдавали железнодорожную форму под расписку. Конечно, это была совсем не та эффектная, нарядная форма, что сейчас – так, “благенька” хэ-бэшечка, фуражка с ключом и молоточком, а фуражка с кокардой уже считалась особым шиком. Остальные
воспитанники носили обычные костюмы. Лучших юных железнодорожников награждали, и я однажды получил необычайно ценный подарок: шариковую ручку за три рубля. В начале 1970-х это был предмет роскоши, почти «Паркер».

В свободное время мы с удовольствием играли в футбол или теннис тут же, на детской дороге. Зимой устраивали лыжные кроссы. Кроме того, у нас были хор и фотокружок, которым руководил Владимир Орел – во всех этих занятиях я принимал самое активное участие.

В 1972 году на Малой Южной снимали некоторые сцены телефильма Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Петька в космосе», и я фактически сыграл себя в эпизоде. Я был машинистом, а Вова Яровой – моим помощником. Меня уже и загримировали, приготовились снимать сцену в тепловозе, но режиссеру не понравилось, что выгляжу слишком взрослым. Я был переросток, а Вова – метр с кепкой, и нас поменяли местами. Оператор с камерой находился с нами в ка-
бине, из-за чего инструктору места уже не хватило, и он вынужден был покинуть тепловоз. Так что мы с Вовой вдвоем вели поезд на Лесопарк и обратно на Парк.

Я ему помогал, подсказывал. Сцены с нашим участием в фильме длятся в общей сложности около минуты.

Малая Южная готовила настоящих специалистов. Воспитанники детской дороги были знакомы со всеми инструкциями и владели несколькими железнодорожными специальностями, поэтому могли легко поступить в училище, в техникум проходили без экзаменов, а в ХИИТе для них был создан отдельный факультет «Смена». В 1973-м я подавал документы в техническое училище №23 как «двойник», машинист тепловоза и электровоза, и приемная комиссия, увидев, что я юный железнодорожник, больше ни о чем не спрашивала.

Записала Надежда ШАРАФУТДИНОВА

^