Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Паровоз ЛК83-01

Во время восстановления дороги в 1945 году встал вопрос о локомотиве. Довоенный паровоз находился в непригодном для эксплуатации состоянии.

С поиском паровоза возникли сложности – СССР испытывал сильную нехватку узкоколейных локомотивов. Паровоз для дороги все-таки нашли на Кишинёвской железной дороге в депо Измаил.

Это был трофейный югославский паровоз серии Yu83 постройки 1929 года, завод "Будапешт" (Венгрия). Заводской номер — 5003.

Привез этот локомотив в Харьков старший инструктор Илья Никитич Лепехин вместе с бывшим юным железнодорожником Сергеем Назаровым.

Паровоз был отремонтирован учениками железнодорожной школы.

Новый локомотив был доставлен на Малую Южную в конце августа 1945 года.

В честь бывшего наркома путей сообщения Лазаря Кагановича (в те годы он был уже заместителем председателя Совнаркома) ему была присвоена новая серия – ЛК83-01. 

Локомотив богато украсили: под прожектором полукругом была добавлена надпись "Слава великому Сталину", а на фронтоне — объемная пятиконечная звезда с барельефом Сталина. Внизу, между буферными фонарями, был размещен барельеф с изображением Спасской башни московского кремля.

 

Паровоз ЛК83-01 выезжает из депо. Декоративные элементы еще не установлены. Фото 1945 года.

Первоначально паровоз был окрашен в светло-голубой цвет, в следующем году его перекрасили, видимо, в темно-синий.

Юные железнодорожники возле паровоза. Хорошо виден необычно светлый цвет паровоза.

Проблемы с паровозом начались практически сразу же — дело в том, что это был единственный в СССР экземпляр паровоза этой серии. Для него не было запчастей, ремонт был трудоемок. Кроме того, эти машины имели высокую нагрузку на ось.

В будке ЛК83-01

До 1948 года ЛК83-01 был единственным паровозом на ДЖД. В 1948 году дорога получила новый паровоз — ЛК-159-02, и старый локомотив с тех пор использовался редко, хотя и эксплуатировался иногда с новыми вагонами, пришедшими в том же 1948 году.

ЛК83-01 с составом из "рижских" вагонов на Белом мосту.

За ненадежность в работе юные железнодорожники прозвали машину "кабыздохом".

В 1951 году на Малую Южную пришел новый паровоз — Кв4-039 и с тех пор ЛК83-01 был исключен из поездной работы. В том же году он был списан, однако как минимум до 1954 года он находился на Малой Южной — имеются упоминания о трех паровозах в газетах 1953 и 1954 года, причем статья 1954 года написана Д. Т. Кравченко, начальником Малой Южной. 

После 1954 года упоминаний об этом паровозе найти не удалось.

^