Паровоз Кв4-039
Кв4-039 – последний паровоз Малой Южной.
В начале 50-х годов на Малой Южной работало два локомотива – паровозы ЛК-83-1 и ЛК159-02. Первый из них часто ломался, был сложен в обслуживании и с трудом поддавался ремонту. Второй паровоз тоже был не молод – до Малой Южной этот локомотив работал на Гайворонской узкоколейке.
Необходим был стабильно работающий локомотив, который позволил бы беспроблемно функционировать детской магистрали.
Таким локомотивом стал поступивший весной 1952 года на Малую Южную совершенно новый паровоз – Кв4-039.
История серии
Паровозы Кв4 представляют собой одну из модификаций узкоколейных паровозов проекта П24. Производство этих паровозов было начато на Коломенском заводе в 1941 году. Из-за начавшейся войны развернуть производство по настоящему не успели – локомотивы проекта П24 продолжили строить только в 1946 году.
Помимо Коломенского, паровозы этой серии строил также Воткинский завод – "воткинские" паровозы имели серию ВП4. С некоторыми конструктивными изменениями узкоколейные паровозы для СССР по документации Коломенского завода строили в Финляндии, Чехии, Польше и Венгрии.
Каждый завод вносил изменения в конструкцию, поэтому паровозы, построенные на разных заводах, имели разные серии: финские – Кф4 и Пт4, чешские – Кч4, польские – Кп4, венгерские – Кв4.
Паровоз проекта П24 стал самым массовым узкоколейным локомотивом в мире – суммарно их было построено более 5000 шт. В 50-х – 60-х годах эти паровозы являлись основным типом локомотивов на отечественных узкоколейках.
Некоторые из паровозов проекта П24 по сей день работают на музейных и детских железных дорогах. Например, на ДЖД в Нижнем Новгороде работает Кп4-430, на новой ДЖД в Санкт-Петербурге – Кп4-447.
На украинских ДЖД эти паровозы работали в Ровно, Луцке, Львове, Ужгороде и Запорожье. Кп4-456 можно увидеть на Запорожской ДЖД в виде памятника.
Малой Южной достался паровоз, построенный в Венгрии, на заводе Ganz-MÁVAG в 1951 году. Локомотивы серии Кв4 производились с 1950 по 1952 год, всего было построено около 240 машин.
Менять серию и номер паровоза, как это происходило с его предшественниками, не стали – паровоз все время работал под "родным" наименованием – Кв4-039.
Юные железнодорожники возле нового паровоза. Начало 50-х годов.
Впервые Малая Южная получила в свое распоряжение абсолютно новый локомотив. По одной из многочисленных "легенд", паровоз был подарен Малой Южной руководителем социалистической Югославии Иосипом Брозом Тито. В чем связь между лидером югославских коммунистов, венгерским паровозом и Харьковской детской железной дорогой – загадка. Да и в 1952 году Тито еще не стал президентом Югославии – в то время он был министром обороны. Очевидно, что эта "легенда" – один из многочисленных, ничем не подкрепленных слухов.
Новый паровоз сразу же стал использоваться в качестве основного локомотива дороги. После получения Кв4 от работы был окончательно отставлен "кабыздох" ЛК83-1, а ЛК159-02 использовался все реже.
Активная эксплуатация паровоза продолжалась всего 5 лет – с 1952 по ноябрь 1957 года. С весны 1958 года основным локомотивом Малой Южной стал новенький тепловоз ТЭУ3-001.
До конца 60-х годов паровоз почти не использовался – на дороге был только один состав. В конце 60-х, после получения дорогой семи вагонов Pafawag, паровоз стали использовать по праздничным дням – когда на ДЖД эксплуатировались два состава. Обычно паровоз ходил с составом "Пионерский".
Паровоз с тендером и тепловоз не помещались в тепловозном депо, поэтому паровоз почти всегда стоял на улице – в депо его ставили только для проведения небольшого ремонта.
Кв4-039 маневрирует по ст. Лесопарк.
В 60-е годы дети на паровозе уже не работали. Паровозы в те времена среди юных железнодорожников считались "допотопными" – желающих работать на паровозе было мало. Занятий по устройству и управлению паровозом практически не проводились – устройство паровоза давалось только в общих чертах.
Для вождения паровоза в праздничные дни командировался инструктор из депо Харьков-Сортировочный – обычно кто-то из пенсионеров. По воспоминаниям бывших юных железнодорожников, к паровозу допускались всего несколько ребят из нескольких сотен, занимавшихся на Малой Южной.
Юные железнодорожники помогали подготовить паровоз к запуску – растопить, заправить водой, и иногда работали в качестве кочегаров – к управлению их не допускали. В кабине во время движения находился инструктор и только один юный железнодорожник – попросить "покататься" было невозможно: слишком мала была будка узкоколейного паровозика.
Во второй половине 80-х годов паровоз перестали использовать – локомотиву требовался капитальный ремонт и промывка котла. Использовать такой локомотив, да еще и на детской железной дороге, было опасно. Да и необходимости такой не было: в 1986 году дорога получила второй тепловоз – ТУ2-054.
Последний рейс на Малой Южной Кв4-039 совершил в 1990-м году, после чего был окончательно отставлен от работы.
Один из последних рейсов паровоза Кв4 с составом "Пионерский"
Паровоз планировали установить на постаменте возле депо, однако судьба распорядилась иначе.
Со снятыми буферами и сцепкой, забитыми фанерой окнами паровоз несколько лет простоял возле депо.
Оставленный от работы Кв4-039 в тупике на ст. Парк.
В 1997 году паровоз по распоряжению руководства "Укрзалізниці" паровоз был вывезен с ДЖД.
Паровоз Кв4-039 вывозят с Малой Южной. Ноябрь 1997 года.
После Малой Южной Кв4-039 поработал в фирме "Джерело", осуществляющей в то время паровозные ретро-туры по Украине, однако проработал он там совсем недолго – локомотив передали для работы на узкоколейной железной дороге Носиковка – Клекотино в Винницкой области, а точнее – для вывоза сахарной свеклы с сахарного завода в селе Михайловка. Что интересно, на заводе он работал в той же окраске, что и на Малой Южной, сохранилась даже "пионерская звезда" на фронтоне.
Кв4-039 на свекловозной узкоколейке. 4 сентября 2000 года.
Фото – Adrian Nicholls, Великобритания
В 1999 году начальник Малой Южной Руслан Васильевич Клименко прилагал немалые усилия, чтобы вернуть паровоз на ДЖД. Старая машина внезапно понадобилась всем – и заводу, и Малой Южной, и даже неизвестному английскому коллекционеру.
К маю 1999 года Кв4 должны были доставить на "родную" дорогу. Вынашивались планы устройства ретро-туров на Малой Южной (даже за валюту). Однако по неизвестной причине этого не произошло. В 2000-м году паровоз продолжал свою работу на свекловозной узкоколейке.
В мае 2001 года сахарный завод вместе с узкоколейкой перешел в частные руки. Новым хозяевам узкоколейка была не нужна – видимо, требовала слишком много вложений. Дорогу разобрали, а подвижной состав, в том числе и паровоз Кв4-039, разрезали на металлолом.
Окраска паровоза
В течении всего срока службы паровоз окрашивался стандартно для пассажирских паровозов СССР.
Кузов вместе с будкой окрашивался в зеленый цвет, дымовая коробка – в черный. Ходовая часть – красная, с белыми ободами на колесах. Поручни в разные годы окрашивались в белый или желтый цвет. На фронтоне паровоза изображалась красная звезда, ее вид в разные годы менялся.
Паровоз Кв4 в 1961 году. Видна необычная звезда на фронтоне.
Фото Д. Конева, предоставлено Сергеем Чекалкиным.
Одна из немногих цветных фотографий паровоза Кв4-039, 1984 год.
Фото Юрия Мишанова.