Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Макар хочет водить паровоз

 – Папа, а помнишь, мы с тобой катались на детской железной дороге? Нам в школе рассказали, что туда можно записаться и самому водить паровоз! Я хочу научиться.

 – Да, есть такая школа. Макар, теперь уже придется ждать следующего года, Детская железная дорога открывается в мае и тогда же можно записаться на обучение.

– А кстати вы знаете, что в эти выходные Детской железной дороге  – 75 лет? Я читала в новостях. И у нее очень непростая история, особенно в годы войны…

Завтра, 8 ноября, отмечает 75-летний юбилей Малая южная железная дорога, которая по праву считается одним из интереснейших мест Харькова.

Детская железная дорога — в числе достопримечательностей Первой столицы. Таких дорог было построено немного, и Малая Южная — одна из них.

К разработке проекта своей ДЖД лаборатория железнодорожного моделизма при Харьковском Дворце пионеров приступила в 1936 году. Ребята с энтузиазмом взялись за создание проектов. На конкурс поступило более десяти вариантов, из которых выбрали два. Согласно первому проекту, дорога должна была пройти по саду Шевченко — от здания ветеринарного института до входа в зоопарк. Второй план предполагал, что дорога пройдет по кольцу вокруг стадиона Дворца пионеров на Динамовской улице.

В мае 1936 года пионеры из 12 городов, где планировалось строительство ДЖД, были приглашены на совещание, которое проводил академик Владимир Образцов. Обсуждался вопрос, как сделать детские дороги не просто забавой, но и полезным для всей страны делом. После совещания проект Харьковской ДЖД претерпел существенную переработку: теперь ее предполагалось провести там, где она сейчас и пролегает, — от парка Горького до Лесопарка.

К осени 1940 года было построено примерно 1,5 км железнодорожного пути, здание вокзала на станции «Парк», паровозное депо, мосты и другие сооружения. 8 ноября 1940 года состоялось торжественное открытие Детский железной дороги: на станции «Парк Горького» торжественно прозвучал гудок первого отправившегося состава Малой Южной.

К сожалению, Детская железная дорога недолго радовала харьковчан. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Малая Южная закрылась, проработав всего несколько месяцев. Эвакуировать ее подвижной состав не удалось, и тогда паровоз разобрали, чтобы не оставлять врагу.

Поскольку летом 1941 года вся страна еще надеялась на скорое завершение войны, снятые с паровоза детали были тщательно законсервированы и закопаны неподалеку от станции «Парк». Но оккупация Харькова оказалась более длительной, чем ожидалось…

После освобождения города 23 августа 1943 года Детская железная дорога представляла собой печальное зрелище. Здание вокзала оказалось наполовину разрушенным. Полностью сгорели паровозное депо и стрелочные посты, был взорван Белый каменный мост. Из подвижного состава «уцелел» лишь остов единственного вагона, полностью выгоревший изнутри.

Не меньше пострадал от рук оккупантов и сам Харьков. Естественно, в первую очередь необходимо было восстанавливать город. Лишь в апреле 1945 года власти приняли решение о восстановлении ДЖД и продлении ее еще на два километра.

К июлю 1945 года работы по восстановлению были завершены: полностью отремонтировано здание вокзала, уложены новые обгонные пути на станции «Парк» и построено временное деревянное депо.

К 1 июня 1950 года планировалось продлить дорогу и построить новую станцию — «Комсомольское озеро». В апреле–мае 1950 года газета «Красное знамя» и журнал «Огонек» писали об этом как о почти уже свершившемся факте, но на деле проект так и не был реализован.

К нему вернулись в 1980-е годы, но он снова остался лишь на словах.

10 августа 2008 года Малая Южная железная дорога была признана лучшей в Украине (к слову, шестой раз подряд).

Сегодня Детская железная дорога очень популярна среди харьковчан и гостей города — за год ее посещают около 65 тысяч человек. С мая по ноябрь юные железнодорожники и учащиеся харьковских школ получают здесь полезные знания и практические навыки: водят поезда, работают проводниками, стрелочниками, диспетчерами.

К слову, записаться на обучение на Малую Южную можно в любой день с 10.00 до 16.00 (кроме понедельника и вторника). Обучение проводится бесплатно.

Стоимость проезда:

Для взрослых (туда и обратно) 7 грн.

Для детей до 10 лет (туда и обратно) 5 грн. 28 коп.

Для детей до 3-х лет проезд бесплатный.

Источник: http://gx.net.ua/comics/makar-khochet-vodit-parovoz.html

^