Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Дорога к мечте

Николай Юрченко,
юный железнодорожник периода 1962 – 1967 гг.
Публикация в газете “Южная Магистраль”, №11, 27 марта 2015 г.

Железнодорожник в третьем поколении Николай Юрченко с детства мечтал работать машинистом, и осуществить это желание ему помогла Малая Южная

У нашей семьи давняя железнодорожная история. Мой дед еще в 1935 году работал машинистом в паровозном депо «Октябрь», а отец и двое его братьев – в депо им. Кирова (сейчас ТЧ-3 Основа).

Неудивительно, что и мы с младшим братом Владимиром с раннего детства мечтали пойти по их стопам и часто просили отца покатать нас на локомотиве. Папа даже говорил, что из меня получится машинист, и эти слова я запомнил на всю жизнь. Поэтому, когда инструктор Малой Южной Григорий Павленко начал вести железнодорожный кружок в нашей школе, мы немедленно записались.

Я прошел весь курс обучения на детской дороге и попробовал себя в разных профессиях. Хорошо помню, как однажды, работая стрелочником, забыл вытянуть ключ, переводивший стрелку. Пожалуй, то было единственное чрезвычайное происшествие за все пять лет, проведенных на Малой Южной.

В дальнейшем я учился хорошо, попадал на Доску Почета и даже ездил на экскурсии в Москву и на Кавказ, которые организовывали для лучших воспитанников.

А больше всего на Малой Южной я любил водить локомотив – техника всегда привлекала меня сильнее, чем работа с людьми. Машинист и помощник приходили пораньше, чтобы перед сменой тщательно вычистить тепловоз, и затем трудились весь день. За дисциплину отвечал бригадир поезда. В конце дня он подавал отчет о работе юных железнодорожников начальнику смены и инструктору, которые проводили разбор.

Часто устраивал проверки и начальник детской дороги Дмитрий Кравченко. Бывало, он наблюдал за движением поезда из-за будки переездного сторожа неподалеку от перекрестка улицы Деревянко и Белгородского шоссе и, если замечал, что юные машинисты курили, приходил в тепловоз с проверкой сразу по прибытии поезда на станцию, а затем сообщал родителям.
Такое случалось нередко, поскольку курение, несмотря на все запреты Дмитрия Трофимовича, у нас было настоящей манией. Меня, кстати, научил курить младший брат Владимир. Он проходил на детскую дорогу всего два года, а затем произошла неприятная история, отбившая у него охоту заниматься. Отец часто брал нас с собой на работу и иногда даже разрешал управлять паровозом. Как-то раз во время маневров на Новой Баварии Владимир, трогаясь с места, не удержал реверс, отец не успел среагировать, и вагон въехал в тупик. После этого папа запретил брату приближаться к локомотиву.

В том же году, что и брат, детскую дорогу покинул мой любимый инструктор Григорий Павленко. Его заменил Виктор Рожнов, но и он через два года окончил ХИИТ и перевелся в Киев по комсомольской линии. Последние три года нашей сменой руководил Валерий Гуревич, который был строже и требовательнее Григория Андреевича. Мне особенно запомнилось, как однажды на планерке перед приездом иностранной делегации Валерий Яковлевич строго-настрого запретил нам брать сувениры у гостей: «Вот представьте себе, берете вы подарок, а вас фотографируют. И потом рассказывают, что советские школьники гоняются за жвачкой и авторучкой».

Я перестал заниматься на Малой Южной в 1967 году, когда начал работать на заводе «Радиореле». Но детскую мечту не забыл и после открытия «Харьковметростроя» устроился туда машинистом автодрезины на отладке постоянных путей и проработал до выхода на пенсию.

Связи с детской дорогой я не потерял и часто приезжал покататься с женой на День железнодорожника.

С большим удовольствием я встретился с товарищами по смене на празднике в честь 50-летия детской дороги. Мы вдоволь пообщались, вспомнили детские годы и посмотрели наш фильм «Хозяева маленьких дорог», который снимали на Малой Южной и Львовской детских дорогах в 1965-м. Мне бы очень хотелось, чтобы такие встречи выпускников проходили чаще, и на 75-летний юбилей я тоже собираюсь прийти.

Записала Надежда ШАРАФУТДИНОВА

^