Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

С Малой Южной по жизни

Олег Павлович Маслов, юный железнодорожник периода 1969 – 1974 гг,
инструктор, начальник Малой Южной с 2008 по 2017 гг.
Публикация в газете “Южная Магистраль”, №10, 20 марта 2015 г.

Начальнику Малой Южной Олегу Маслову довелось побыть и юным железнодорожником, и машинистом детской дороги
Мой отец, машинист крана в ПЧ-3, всю жизнь посвятил железной дороге, и мы с братом Сергеем с детства знали, что продолжим семейную трудовую династию. В 1969 году, когда учились в 5 классе, вместе начали заниматься в железнодорожном кружке, которым руководила инструктор детской дороги Валентина Игоревна Борозенец, а затем – на Малой Южной.

Инструкторы детской дороги воспитывали в нас любовь к труду, ответственность, уважение к себе и окружающим.
Сейчас родители иногда возмущаются, что их дети должны заниматься уборкой территории или другой хозяйственной деятельностью. Но в те годы было иначе, и мы охотно помогали взрослым, потому что сами стремились сделать нашу дорогу красивее. Тогда на Малую Южную воспитанники ездили «не в кружок, а на работу». Пропустить свою смену никому даже в голову не могло прийти, многие юные железнодорожники приезжали поработать и в свои выходные.

Случалось, что некоторых из наших ребят приходилось силой прогонять из депо на обед в буфет.
Все юные железнодорожники стремились стать машинистами не только потому, что это романтическая и увлекательная профессия, но и для того, чтобы отличаться от других: на фуражке у машинистов была белая полоса.

На Малой Южной уже в то время существовала прекрасная традиция проводить соревнование «Лучший по профессии». Победителей награждали памятными подарками и отправляли в увлекательные экскурсии.

Бывали и разочарования. Однажды нам, лучшим воспитанникам, предоставили путевки в Евпаторию, но когда группа собралась выезжать, на курорте началась эпидемия, и мы были вынуждены остаться дома.

Но чаще, чем ездить на экскурсии самим, юным железнодорожникам в те годы приходилось принимать гостей: визит на детскую дорогу неизменно входил в программу знакомства с городом. Малую Южную посещало много иностранцев, но мне особенно запомнилась делегация из Америки.

Когда приезжали такие необычные гости, мы завидовали проводникам, которые имели возможность дольше с ними пообщаться. В то время дети представляли себе пузатых буржуинов с газетной карикатуры, но американцы оказались самыми обычными людьми. Фотографировали «Полароидом», который до этого никто из юных железнодорожников не видел, угощали жвачкой. Всем воспитанникам хотелось получить на память сувенир, и один из туристов отдал даже свои шнурки от берцев.

К учебе относились очень серьезно, но случались разные ситуации. Провинившихся воспитанников отправляли работать
на охраняемый переезд рядом с авиазаводом. Там находился переход для слепых. Работы на переезде практически не было, единственная обязанность – встречать и провожать поезд.

Для того чтобы юные железнодорожники имели представление о работе Южной дороги во всем ее многообразии, организовывались занимательные экскурсии по различным подразделениям и встречи с лучшими работниками, влюбленными в свою профессию. Эти знакомства вдохновили меня на поступление в ХИИТ. После выпуска в 1979 году начал работать в лаборатории диагностики депо Основа, где прошел путь от технолога до мастера. В 1985-м новый начальник детской дороги Руслан Клименко пригласил меня на Малую Южную машинистом вместо Андрея Богдана. После Основы было не просто заново привыкнуть к маленьким локомотивам детской дороги, но со мной теперь работали знакомые с детства инструкторы, всегда готовые помочь и поддержать.

Малую Южную поддерживали руководители самого высокого уровня. Министр путей сообщения СССР Николай Конарев неоднократно посещал нашу дорогу. Один из его приездов ознаменовался курьезным происшествием. В тот раз Николай Конарев и начальник Южной дороги Александр Пучко сразу прошли в вагон и заняли места, в то время как работники детской дороги еще не знали, что они на станции. Когда поезд отправился, юный ревизор начал проверять билеты. Николай Семенович предъявил свой билет, а Александр Александрович достал удостоверение начальника дороги.

Ребенок-ревизор сказал, что по такому удостоверению на Малой Южной ездить нельзя, на что Николай Конарев с шуткой отметил: «Да, у министра хватило денег на билет, а у начальника дороги – нет. И тут служебным положением пользуется».

Записала Надежда ШАРАФУТДИНОВА

^