Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Плеяда реформаторов

Людмила Михайловна Субботина,
заместитель начальника Малой Южной с 1986 г.
Публикация в газете “Южная Магистраль” №8, 6 марта 2015 г.

Бывший заместитель начальника Малой Южной Людмила Субботина внесла немалый вклад в становление и развитие детской дороги. Она стала инициатором и приняла активное участие в создании обширной учебной базы, была одним из организаторов торжественного празднования в честь 50-летия детской дороги и других мероприятий, ставших традицией

Впервые я побывала на детской железной дороге, когда работала в управлении ЮЖД.

В 80-е годы ежегодно проводились апрельские субботники, и наша служба приезжала на Малую Южную, чтобы помочь с подготовкой к открытию сезона.

Мне очень нравилась творческая, доброжелательная атмосфера детской дороги, замечательный трудовой коллектив,
влюбленный в свое дело, энтузиазм детей, приезжавших работать наравне со взрослыми в выходной день.
Невольно возникло желание стать частью всего этого и внести свой вклад в развитие Малой Южной. К тому же я всегда любила детей и хотела работать с ними.

В 1985-м начальником детской дороги стал мой сослуживец Руслан Клименко, сменивший на этом посту Дмитрия Кравченко, а год спустя на Малую Южную перешла и я. В то время у нас был замечательный коллектив инструкторов: Валентина Борозенец, Михаил Луговой, Ольга Выстороп, Валерий Гуревич. Все они являлись старожилами дороги и отличными специалистами, а бывший юный железнодорожник Валерий Гуревич проработал на Малой Южной всю жизнь.

В конце 1980-х мы были предоставлены сами себе и, несмотря на наличие методического центра в Москве, никаких указаний и помощи от них не получали. Поэтому организовывали учебный процесс и разрабатывали его методологическую часть самостоятельно.

На Малой Южной мы составили десятки учебных пособий, делились опытом на семинарах. И когда «Укрзалізниця» объявила первый смотр-конкурс детских дорог, мы представили отчет о проделанной работе, который с трудом уместился в трех объемных папках, в то время как другие дороги ограничились тремя листками.

Комиссия из «Укрзалізниці», приехав на Малую Южную, была поражена объемом проделанной нами работы.

Большие изменения на нашей детской дороге начались с приходом главного инженера, а впоследствии начальника Южной магистрали Александра Пучко.

Благодаря его поддержке осуществилась давняя мечта всех юных железнодорожников и воспитателей: на Малой Южной появился свой учебный корпус. В его строительстве приняли участие многие структурные подразделения Южной, работники детской дороги, помогали и дети.

В 1990-м Малой Южной исполнилось 50 лет, и мы с Русланом Васильевичем организовали грандиозный праздник, на который пригласили представителей всех детских дорог СССР. На сцене было воспроизведено самое начало истории Малой Южной, лаборатория при Дворце пионеров. Первые воспитанники в то время были еще живы и с удовольствием приняли участие в праздновании. Арнольд Левин, например, специально прилетел из Израиля.

У детской дороги долгая и интересная история, и нам хотелось иметь возможность рассказать о ней пассажирам, проводить для всех желающих наглядные экскурсии. Я мечтала о создании музея Малой Южной, где можно было бы выставить уникальные архивные материалы, сохранившиеся в фондах детской дороги.

К счастью, все получилось, и музей мы открыли в 2010 году, к 70-летнему юбилею.

Замечательной особенностью Малой Южной является и форма юных железнодорожников. Мне очень хотелось, чтобы дети выглядели красиво, гордились своей причастностью к увлекательной профессии железнодорожника. При поддержке бывшего в то время заместителя начальника дороги Григория Яланского совместно с железнодорожным ателье было разработано около 10 вариантов формы – разных цветов, с аксельбантами под золото. С тех пор наши юные железнодорожники – самые яркие, нарядные и элегантные.

Руководство Южной дороги и «Укрзалізниці» уделяло нам внимания больше, чем другим детским дорогам. И понимание ответственности за оказанное доверие побуждало весь наш коллектив работать лучше, с еще большей энергией и отдачей.

Именно поэтомуМалая Южная 7 лет подряд признавалась лучшей детской дорогой Украины и до сих пор никому не уступает пальму первенства.

Записала Надежда ШАРАФУТДИНОВА

^