Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Самый молодой инструктор

Григорий Павленко, инструктор Малой Южной периода 1962 – 1965 гг.
Публикация в газете “Южная Магистраль” №7, 27 февраля 2015 г.

Бывший начальник техотдела службы вагонного хозяйства Южной дороги Григорий Павленко начинал свой трудовой путь инструктором Малой Южной.

Мой отец был машинистом паровоза и очень хотел, чтобы кто-нибудь из нас, пятерых детей, унаследовал его профессию. Поэтому я поступил в Кременчугский техникум железнодорожного транспорта, а после его окончания получил направление в Харьков в вагонное депо Основа. Год спустя, в 1962-м, я перешел на Малую Южную инструктором по вагонному хозяйству.

Несмотря на то, что в свои 24 года я был самым молодым инструктором, мне удалось не только найти подход к детям, но и поддерживать в своей группе идеальный порядок. На первое место я всегда ставил дисциплину, и моя смена была на отличном счету. Многие пассажиры, зная о том, что есть такая смена Павленко, старались побывать на Малой Южной в дни нашего дежурства. Они часто интересовались, как, совсем еще молодому специалисту, мне удается так хорошо организовать работу. А я просто уважал, любил, понимал детей, но при этом оставался строгим и требовательным и к себе, и к ним. Всегда считал, что детская дорога – это в первую очередь высокая культура, и часто повторял своим юным железнодорожникам: «Ребята, у нас всегда должен быть идеальный порядок! Будьте дисциплинированными, ответственными, вежливыми. Обслуживайте всех пассажиров хорошо».

После окончания смены мы с детьми всегда оставались, чтобы убрать в вагонах и полить цветы. В то время вагоны у нас были четырёхосные, цельнометаллические, построенные польским заводом PAFAWAG. В каждом из двух составов их было по шесть: пять жестких и один мягкий, в нем проезд стоил дороже. Кстати, это единственный случай эксплуатации мягких вагонов PAFAWAG на детской дороге.

Закончив с бытовыми хлопотами, мы все вместе шли из парка по Сумской, беседовали на разные темы и обязательно покупали ситро, булочки или еще какое-нибудь лакомство. Мне было интересно общаться со своими воспитанниками, ведь многие из них были ненамного младше и тоже учились в ХИИТе. Юные железнодорожники постарше относились ко мне как к товарищу, и после окончания смены обращались ко мне просто по имени. Но это допускалось только вне Малой Южной.

Удавалось найти общий язык и с коллегами. Начальник детской дороги Дмитрий Кравченко часто вызывал меня к себе, расспрашивал о различных нюансах работы, а в конце беседы всегда говорил: «Так держать, ты молодец!» Его осведомленность меня всегда поражала: казалось, что он следил за всем, хотя и пребывал немалую часть времени в своем кабинете. Несмотря на высокие требования Дмитрия Трофимовича, мне было легко с ним работать: я так же серьезно относился к своим обязанностям, и он это чувствовал.

У меня сложились отличные отношения с инструктором локомотивной тяги Андреем Богданом, замечательным специалистом и очень приятным человеком. Он в какой-то мере заменил мне отца. Андрей Федорович часто приглашал меня домой, познакомил со своей семьей: его дети, Коля и Зоя, были моими сверстниками, и мы очень сдружились. Они даже называли меня своим братом, и это навсегда запало в душу.

В 1964 году на Малую Южную приехала делегация из Германии, которую сопровождал начальник Южной дороги Григорий Головченко. В тот день дежурила моя смена, и, когда меня неожиданно вызвали к начальнику детской дороги, я сначала разволновался, подумав, что произошла нестандартная ситуация. К счастью, выяснилось, что гостям просто очень понравилась работа юных железнодорожников, и они хотели со мной познакомиться. Григорий Головченко отметил, что такого порядка нет даже на большой дороге, и предложил перейти работать в управление ЮЖД – а ведь я в то время еще даже не окончил ХИИТ!

Начинал я в службе пути, затем, после окончания института, перешел в вагонную службу, где работал старшим инженером технического отдела. Юные железнодорожники скучали по мне и часто навещали в управлении, позже некоторые из них пришли работать на Южную магистраль.

Я до сих пор считаю, что наша детская дорога – самая лучшая не только благодаря красивой окружающей природе и отличной материально-технической базе, но и замечательной системе воспитания у детей дисциплины, культуры, любви и уважения к труду железнодорожника. Малую Южную я называл «Дом №1», потому что она всегда была для меня на первом месте, а только потом уже дом и семья.

Мои дети продолжили семейную традицию — выбрали стезю железнодорожников. Сын Андрей, кстати, с удовольствием занимался и на Малой Южной.

Записала Надежда ШАРАФУТДИНОВА

^