Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Первая девочка-машинист СССР

Галина Короткова-Михайлова, юная железнодорожница с 1958 года.
Публикация в газете “Южная Магистраль” №6, 20 февраля 2015 г.

Галина Короткова-Михайлова годы учебы на Малой Южной вспоминает с удовольствием. И, представляясь собеседнику, нередко подчеркивает, что была первой девочкой-машинистом тепловоза в СССР.

Пришла на Малую Южную в 1958 году, когда училась в 5 классе. Сначала записалась в фотокружок, который вел Игорь Петрович Лось, а потом заинтересовалась и железнодорожным делом. В итоге освоила несколько специальностей: от стрелочника до машиниста тепловоза. Я была единственной девочкой, учившейся на помощника машиниста, так что ребята ревностно относились к моему присутствию в группе.

Первый тепловоз на Малой Южной появился в 1957 году. Изначально это была модель ТУ2-125, но на заводе им. Малышева его модернизировали: ударно-упряжной прибор заменили на винтовую стяжку, добавили метельник на всю ширину кузова и поменяли декоративную металлическую окантовку. После реконструкции он получил название ТЭУ3-001, и эта модификация существовала только на детской дороге. В то время у нас был и венгерский паровоз Кв4-039, но его я не водила.

С педагогом Виктором Тихоновичем Хоружим нашей группе очень повезло. Это был замечательный, милейший человек! Для многих из нас, он заменил родного отца. Именно Виктор Тихонович научил нас ценить, любить, гордиться своей профессией. При этом он всегда относился к воспитанникам с уважением, не навязывал свое мнение, а подталкивал к правильному решению.

Помимо учебного процесса, мы вели интересную, насыщенную жизнь. Каждый год ездили на экскурсии по всему СССР. Благодаря Малой Южной я побывала в Киеве, Ленинграде, Москве. Поддерживали отношения и с другими детскими магистралями: по приезде в город в первую очередь посещали своих юных коллег.

Часто на Малую Южную приезжали иностранные делегации. Гости были в восторге от детской дороги. Иностранцев особенно умиляло, что все ключевые работы осуществляются детьми. Наши ребята очень ответственно относились к своим обязанностям: работали четко и слаженно. Нередко я сопровождала зарубежных гостей во время экскурсий по Харькову. Со многими из них продолжала общаться после их отъезда. К примеру, я долго переписывалась с двумя мальчиками из Болгарии, родители которых взяли мой адрес. У меня до сих пор сохранилась визитная карточка президента железных дорог США, но написать его дочери в то время мне не разрешили.

Благодаря Малой Южной я даже снялась в документальном фильме, который назывался «Гори, костер!». В 1960-м году его демонстрировали на декаде украинского искусства в Москве, а потом много раз показывали по телевизору. Кино с удовольствием посмотрела даже моя дочь. После выхода на экран этого фильма меня стали узнавать на улицах, когда в нарядной железнодорожной форме я шла по городу. Кстати, воспитанники Малой Южной очень гордились своей формой. Девочки носили специальные платья, мальчики — костюмы, а машинистам и помощникам выдавались китель и фуражка. После занятий я с Валерой Гуревичем, Виталием Тимошенко, Валерой Журбой, Светой Светличной и другими ребятами специально шла домой пешком, чтобы все видели нашу красивую железнодорожную форму.

Я была настолько увлечена железнодорожной профессией, что после окончания школы подумывала поступить в ХИИТ. Но судьба распорядилась иначе, и практически вся моя трудовая деятельность прошла на Харьковском заводе «Радиореле».

Тем не менее, детская дорога осталась одним из моих любимых мест, и я часто приезжала туда с дочерью, а через много лет – с внуком. Ежегодно на Малой Южной проходили встречи выпускников, к сожалению, из нашего выпуска практически никого уже не осталось. До последнего мы поддерживали отношения с Валерой Гуревичем, инструктором детской дороги.

Счастливые годы, проведенные на Малой Южной воспитали во мне такие черты, как твердость духа, решительность, уверенность в себе и настойчивость. Я до сих пор горжусь тем, что была юным железнодорожником.

Записала Надежда ШАРАФУТДИНОВА

^