Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Это моя биография

Игорь Иванович Кутько, юный железнодорожник периода 1949 – 1955 гг.
Публикация в газете “Южная Магистраль” №5, 13 февраля 2015 г.

Заслуженный деятель науки и техники Украины Игорь Кутько считает, что Малая Южная – не развлечение, а серьезное место работы, которое должно бы идти первой записью в трудовую книжку.

В 1949 году Малая Южная была настоящей творческой лабораторией, где мы, мальчишки и девчонки, овладевали трудовыми навыками, которые нам предстояло пронести через всю жизнь. Моя мама, работавшая на станции Харьков-Балашовский бухгалтером, отдала меня в кружок на детской дороге по совету коллег.

Профессия железнодорожника – очень увлекательная и романтичная, так что я с большим удовольствием посещал занятия на Малой Южной, с гордостью исполнял свои обязанности и носил красивую форму. Больше всего мне нравилась работа дежурного по станции. Сначала у нас была электрожезловая система Трегера, но затем ее заменили на полуавтоматическую блокировку, и мы отправляли поезда, устанавливая маршрут и открывая сигналы с пульта дежурного, как на большой дороге. Помню, как-то раз на Малую Южную пришла моя мама, и начальник дороги Дмитрий Кравченко, усадив ее в первый вагон, сказал: «Этот поезд будет отправлять ваш сын». Маме, конечно, было очень приятно!

Дмитрия Трофимовича мы все любили. Он сумел по-настоящему заинтересовать нас железнодорожным делом, воспитывал ребят трудолюбивыми и ответственными, стремился вырастить настоящими людьми. «Труд делает человека человеком», – часто говорил он. При нем царила строгая дисциплина, и каждый из нас старался работать как можно лучше, чтобы прославить детскую дорогу.

Дмитрий Трофимович заложил основы работы и производственной базы восстановленной Малой Южной. Все, что было сделано на дороге в те годы, – заслуга его организаторского таланта. Если бы детскую дорогу переименовывали, ее следовало бы назвать именем Кравченко.

У Дмитрия Трофимовича была сформирована отличная команда. Я занимался в группе инструктора движения Хоружего. Виктор Тихонович был очень доброжелательным, милым и порядочным человеком. Он читал интереснейшие лекции по железнодорожному делу и умел увлекательно подать даже самый сложный материал. Еще мне запомнился инструктор Васильев – умный, образованный человек, преподаватель ХИИТа. Много лет спустя, когда Дмитрий Кравченко уже не был начальником и приходил на наши встречи, мы всегда тепло приветствовали его и дарили самые большие букеты цветов.

Благодаря нашим инструкторам мы очень серьезно относились к своей профессии. Но случались и курьезы. Однажды, например, юный проводник от волнения выставил флажок в окно вместо двери. Был еще случай, когда стрелочник растерялся и не смог вовремя перевести стрелку, так что пришлось остановить состав. Все внештатные ситуации разбирали после смены и каждому выставляли оценки в специальную книжку.

О проделанной работе мы ежегодно отчитывались на слетах юных железнодорожников в ДК имени Сталина (сейчас – ЦДНиТ). В них принимали участие ученики железнодорожных школ Харьковщины, их родители, представители Южной дороги и комсомола. На этих мероприятиях царила атмосфера праздника, было много цветов и улыбок. Я часто выступал с докладами, а вот председателем обычно выбирали кого-нибудь из ребят помладше, и они рассказывали о работе Малой Южной трогательным детским языком. Почти все участники получали подарки: книги, готовальни. А еще каждому гостю дарили красивый блокнот и ручку. Заканчивался слет большим концертом художественной самодеятельности.
Железнодорожное дело увлекло меня настолько, что в 15 лет я даже организовал в своей школе кружок и вел занятия в течение года. Один из моих учеников, Виталий Тимошенко, долгое время был инструктором на Малой Южной, и я им очень гордился.

После окончания учебы я не потерял связь с Малой Южной. Мы, выпускники, ежегодно встречались в первое воскресенье августа, чтобы снова почувствовать себя мальчишками и девчонками, увлеченными общей идеей, вспомнить, как были стрелочниками, машинистами, дежурными…

Многие юные железнодорожники стали гордостью нашей страны независимо от выбранной профессии. Мой близкий друг Виктор Сыромятник даже был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, и в этом, думаю, немалая заслуга Малой Южной.

Я до сих пор с большой любовью и нежностью вспоминаю свое детство и первые шаги в большую трудовую жизнь, за которые благодарен детской дороге.

Записала Надежда ШАРАФУТДИНОВА

^