Счастливое детство на Малой Южной
Евгения Семеряк, юная железнодорожница с 1949 года.
Публикация в газете «Южная Магистраль» №4, 6 февраля 2015 г.
Евгения Семеряк стала юной железнодорожницей в 1949 году. И хотя впоследствии она выбрала профессию лектора планетария, годы, проведенные на Малой Южной, до сих пор вспоминает с особой теплотой.
У нашей семьи очень давние связи с железной дорогой! Жили мы в необычайно красивом доме с башенками на крыше, построенном кондуктором железной дороги. Он располагался на улице Усовской (сейчас – Гвардейцев-железнодорожников). Мама большую часть жизни проработала в железнодорожной швейной мастерской. Училась я в железнодорожной школе №2, которая находилась рядом с Южным вокзалом.
В первый класс пошла в победном 1945 году. Тогда у нас даже не было парт – их только начинал делать столяр, и мы специально дежурили, чтобы сразу относить их в класс. Обедали «бутербродами»: крохотными кусочками хлеба с сахаром. Когда мы услышали, что в 1947 году будут отменены карточки, не могли даже представить себе, как это: пойти в магазин и просто купить еду. Но, действительно, постепенно в продаже стали появляться продукты.
О Малой Южной я узнала зимой 1949 года, учась в 5 классе. Раз в неделю к нам приходили преподаватели с детской дороги и после обычных уроков проводили занятия по железнодорожным специальностям. Моим любимым преподавателем был инструктор движения Виктор Тихонович Хоружий. На детской дороге занимались по воскресеньям. Также там работали кружки художественной самодеятельности, где я с удовольствием пела в хоре.
Весной, перед открытием сезона, мы проходили пешком от станции Парк до Лесопарка, чтобы привести в порядок территорию. В конце учебного года воспитанники сдавали экзамен и летом работали на детской дороге. Специальности распределяли сами на собраниях перед тем, как принимали смену. Постоянных должностей ни у кого не было, и каждый мог попробовать себя в профессиях машиниста, стрелочника, кондуктора…
Больше всего мне нравилось работать дежурной по станции и отправлять поезда с помощью электрожезловой системы Трегера. Сначала требовалось запросить разрешение у соседней станции, потом машинисту выдавался специальный жезл, и, пока он не привезет его дежурному, а тот не вставит жезл в аппарат, следующий поезд отправлять было нельзя. С удовольствием я исполняла обязанности проводника, начальника поезда. После трех лет обучения доводилось быть и начальником смены — следить за работой юных железнодорожников, а после окончания дежурства проводить разбор ошибок.
Взрослые к нам относились как к коллегам, доверяли. Инструкторы контролировали только тех, кто был связан с движением. Кстати, наш маленький трофейный паровоз ЛК83-01 мы ласково называли Кабыздох. В 1951-м его заменили на новый – Кв4-039 венгерского производства.
Помимо работы на детской дороге, руководство Малой Южной много времени уделяло досугу воспитанников — организации экскурсий. Одно из самых ярких моих воспоминаний связано с увлекательным посещением Кавказа в 1952 году. Мы побывали в Тбилиси, Ереване, Гори, встретились с юными железнодорожниками Тифлисской ДЖД. Эта поездка ознаменовалась и неприятным происшествием: ночью в поезде у наших ребят украли форменные брюки. Жили-то бедно, а брюки были из хорошей ткани, коверкота. У нас было два комплекта формы: зимний и летний, шили их в ателье, где работала моя мама. К счастью, через два часа милиция нашла пропажу за исключением кожаного ремня одного из мальчиков: «Та брюки ще не жалко, а от ременяку…» – огорчился он. Впоследствии эта фраза стала у нас крылатой.
Так получалось, что воспитанники дороги становились добрым сплоченным коллективом. Ведь у нас были общие интересы, совместные задачи, одинаковые взгляды. Как-то раз на день рождения мои друзья — юные железнодорожники — подарили мне коньки. Правда, были они 45 размера и без ботинок, так что воспользоваться ими мне не удалось, но я запомнила этот оригинальный подарок на всю жизнь.
Малая Южная очень многому меня научила. В первую очередь – ответственности за дело, умению работать в коллективе и с детьми, и со взрослыми.
Так вышло, что я выбрала в жизни другой путь. Но наша семья не потеряла связи с детской дорогой: я часто приезжала туда покататься с детьми, а недавно обучение на Малой Южной закончил мой внук.
Записала Надежда ШАРАФУТДИНОВА