Отрывок из мемуаров “Парадоксы жизни”
Григорий Наумович Залевский,
юный железнодорожник периода 1945 – 1950 гг.
Книга “Парадоксы жизни” номинирована на конкурсах Национальной Литературной Сети Литер.ру в феврале 2004 года и “Литературной газеты” на премию “Национальный бестселлер” в марте 2005 года.
Полный текст книги “Парадоксы жизни”
Когда я узнал, что в ЦПКиО им.Горького начинают строить детскую железную дорогу «Малая Южная», я немедленно записался в кружок «Юных железнодорожников», где готовили будущих машинистов, проводников, ревизоров и стрелочников. Я добросовестно посещал все занятия в парке и Дворце пионеров, изучал «Правила движения и технической эксплуатации на железной дороге» (ПТЭ).
Вместе со всеми кружковцами ездил на станцию «Харьков-Южная» получать прибывший из Германской Демократической Республики первый узкоколейный паровоз, который, как слона, везли по улицам Харькова на стотонном трейлере-прицепе в парк на стройку детской железной дороги.
На всем протяжении движения от вокзала до парка нас сопровождала толпа из юных железнодорожников, детворы и взрослых. Занятия в кружке проводились на высоком уровне опытными преподавателями. По окончании учебы мы сдали экзамены. Мне предложили должность главного кондуктора. Однако, слово «кондуктор» мне не понравилось, и я упорно стремился стать проводником. С большим трудом членам экзаменационной комиссии удалось уговорить меня стать главным кондуктором, то-есть, начальником поезда.
Включение меня в День открытия железной дороги в первую смену означало, что мне доверяется отправка и управление «поездом номер один». День открытия «Малой Южной» был назначен на воскресенье. Этот день был праздником всех харьковчан, особенно детей. Ровно в 12 часов дня, одетый в новенькую железнодорожную форму, с золотым шнурком на фуражке, серебристыми погонами с зеленым просветом, я вручил машинисту паровоза жезл, подал свистком звуковой сигнал, поднялся на подножку первого вагона, и под звуки марша военного оркестра поезд медленно и торжественно тронулся в свой первый исторический путь по маршруту «Парк-Лесопарк».
Открытие «Детской железной дороги» снимали кинооператоры Центральной студии документальных фильмов. Потом мне говорили, что в кинотеатрах показывали хронику об открытии нашей дороги, в которой содержатся этот эпизод, но увидеть его мне так и не довелось.
После открытия «ДЖД» круг моих знакомых значительно расширился, на «Доске почета» станции «Малая Южная» появилась моя фотография, ко мне стали обращаться за интервью.