Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Воспоминания Исаака Львовича Когана, юного железнодорожника периода 1940 — 1941 гг.

Текст видеопривествия, присланного Исааком Львовичем к дню рождения Малой Южной в 2017 году.

Дорогие друзья!
Коллеги!

Я рад вас приветствовать в такой торжественный день и хочу пожелать вам провести его с энтузиазмом, с хорошими и добрыми воспоминаниями.

Большое Вам спасибо, что вы меня пригласили на эту встречу, но к сожалению, я в ней участие принять не могу.

Я — Коган Исаак Львович, 1928 года рождения. Пришел во дворец пионеров в сентябре 1939 года. Мне было 11 лет, но этого я никому не сказал: я всегда говорил, что я старше, что мне больше лет. Поступил в путейский кружок и весной 1940 года я сдал экзамены и стал начальником дистанции пути.

Все лето 1940 года Малую Южную строил весь Харьков.

По выходным дням рабочие, служащие — все ехали в Парк, в Лесопарк на строительство этой железной дороги.

И мы ее тоже строили — таскали рельсы, разгружали трамвайные вагоны с песком между Парком и Лесопарком. Старались это сделать быстрее, чтобы не задерживать движение трамваев. Строили с большим энтузиазмом и мечтали, как по нашей дороге когда-то будут ходить поезда.

Осень 1940 года после присоединения Западной Украины к Советскому Союзу мы получили из Польши железнодорожные вагончики и паровоз.

Ой, как мы радовались все, мы ходили вокруг него как вокруг какого-то чуда.

Лето 1940 года кончилось. Началась осень. В железнодорожном кружке продолжались занятия. У нас было очень хороший руководитель, вы видите его на фотографиях в музее.

Фото из газеты «Большевик Южной», 01.05.1941

Всю зиму занимались и весной 1941 года я получил должность ревизора Малой Южной железной дороги. Свою радость помню, хотя это было очень-очень давно.

Мы возлагали огромные планы. У нас были связанные (общие) мечты. В основном это были старшие ребята, от которых я старался не отставать.

Но началась война. Железную дорогу строить прекратили, и осенью 1941 года, когда немцы уже приближались к Харькову, нужно было эвакуироваться. Но отец у меня умер, остались только мать и младший брат, это было не реально.

Меня спас начальник Харьковского вокзала. Он дал мне посадочные талоны на поезд. Мы с матерью и братом уехали. Это спасло нам жизнь.

В конце апреля этого года (2017) я был в Харькове три дня. И 29 апреля с дочерью поехали на Малую Южную. Когда я ее увидел, я был потрясен. Боже мой, такое здание вокзала, управления дороги! А школьный корпус, который готовит из Вас будущих железнодорлжников? Радость всю эту даже не передать словами.

Как меня встретил коллектив! Приветливо, все показывали. С тех пор прошло несколько месяцев, но я помню, как будто это было день-два тому назад. Большое-большое им спасибо.

Заканчивая свое выступление, я хочу еще раз пожелать вам всего хорошего, вспомнить, ка вы строили эту железную дорогу, наверное, сколько она вам принесла радости.

А молодежи, которая учится в школе, желаю стать хорошими железнодорожниками.

Всего-всего вам хорошего, главное, здоровья и успехов в жизни. До свидания.

Исаак Коган упоминается в заметке газеты «Соціалістична Харківщина», № 135 (5755) от 14.06.1940

^