Дорога, длиною в полвека
Южная Магистраль № 118 (6301) 05.10.1975
Интересно, помнят ли Виола Колесник, Давид Карпман, Александр Животов, Алексей Левитов, как приехали они в 1947 году на празднование Великого Октября в Москву?
— Несомненно, — горячо говорит Дмитрий Трофимович Кравченко, начальник Малый Южной железной дороги, руководитель этой небольшой группы счастливчиков, — и со всеми деталями, со всеми подробностями. Да, такое не забывается…
Первая встреча со столицей, Красная площадь, Мавзолей Ленина, улицы послевоенной Москвы. А встреча с министром путей сообщения, который радушно принял ребятишек и их руководителя, наградил харьковчан памятными подарками.
Эту поездку и юные южане «заработали» честно. Накануне празднования Дня железнодорожника на Южную прибыл Б. П. Бещев, тогда заместитель министра путей сообщения, был приятно удивлен, что за такое короткое время (Малая Южная «родилась» в 1940 году накануне войны и вновь встала в строй в 1945 году) преобразилась дорога.
А ведь было чему удивляться.
7 сентября 1945 года, когда Дмитрий Трофимович Кравченко приступил к своим обязанностям начальника Малой дороги, он был поражён запущенностью хозяйства: путь непригоден, паровоза нет. Правда, обрадовало Кравченко сообщение сторожа, что чуть ли не каждый день наведываются ребятишки с неизменным вопросом — когда же приступим? Он хорошо помнит первых энтузиастов: Мишу Богомолова, первого председателя совета дороги Иосифа Година, Сашу Назаренко, Елену Гордиенко. Ребята возили балласт, засыпали воронки — эти памятные следы войны и всё ждали, когда же починят паровоз.
Это был поистине торжественный момент, когда ночью по Сумской везли исправленный паровоз. Его ребята — по сколько лет им теперь?
Для Дмитрия Трофимовича в определённом смысле это не имеет значения. Хотя они давно люди взрослые, самостоятельные. Елена Гордиенко работает в пассажирской службе, Олег Сегинов — мастер в депо Октябрь, Анатолий Василенко — слесарь в депо Октябрь, Михаил Богомолов — инструктор Малый Южной — для него они — его ребята, его ученики.
Где бы они не находились, но в День железнодорожника стараются прийти на свою дорогу. Приходят с жёнами, детьми, внуками — и каждый раз радуются новой смене, которая сейчас учится и работает в лучших, чем они, условиях. Теперь здесь вагоны цельнометаллические, поезда радиофицированы, пути оборудованы автоблокировкой, имеется централизованная автоматическая стрелка, свое локомотивное депо. Ничего общего с тем временем.
50000 выпускников вышли из этих стен. Не все стали железнодорожниками, но все стали хорошими людьми. Азы трудолюбия, ответственности, товарищества они почерпнули у инструкторов, у начальника своей дороги Дмитрия Трофимовича Кравченко — коммуниста, в годы войны прошедшего путь с 34 колонной особого резерва НКПС от Сталинграда до Берлина, человека проработавшего на транспорте 50 лет, из них — 30 лет начальником Малый Южной.
Здесь, на детской железной дороге, побывало много делегаций. В книге отзывов — записи на различных языках мира и все они перекликаются. Основная мысль такова: «Счастливые ребята. Как хорошо и радостно живется им». Дмитрию Трофимовичу Кравченко особенно по душе эти записи.
И. Ланкис.
На снимке: Д. Т. Кравченко среди своих учеников. Фото Б. Куликова.
