Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Дорога, длиною в полвека

Южная Магистраль № 118 (6301) 05.10.1975

Интересно, помнят ли Виола Колесник, Давид Карпман, Александр Животов, Алексей Левитов, как приехали они в 1947 году на празднование Великого Октября в Москву?

– Несомненно, – горячо говорит Дмитрий Трофимович Кравченко, начальник Малый Южной железной дороги, руководитель этой небольшой группы счастливчиков, – и со всеми деталями, со всеми подробностями. Да, такое не забывается…

Первая встреча со столицей, Красная площадь, Мавзолей Ленина, улицы послевоенной Москвы. А встреча с министром путей сообщения, который радушно принял ребятишек и их руководителя, наградил харьковчан памятными подарками.

Эту поездку и юные южане “заработали” честно. Накануне празднования Дня железнодорожника на Южную прибыл Б. П. Бещев, тогда заместитель министра путей сообщения, был приятно удивлен, что за такое короткое время (Малая Южная “родилась” в 1940 году накануне войны и вновь встала в строй в 1945 году) преобразилась дорога.

А ведь было чему удивляться.

7 сентября 1945 года, когда Дмитрий Трофимович Кравченко приступил к своим обязанностям начальника Малой дороги, он был поражён запущенностью хозяйства: путь непригоден, паровоза нет. Правда, обрадовало Кравченко сообщение сторожа, что чуть ли не каждый день наведываются ребятишки с неизменным вопросом – когда же приступим? Он хорошо помнит первых энтузиастов: Мишу Богомолова, первого председателя совета дороги Иосифа Година, Сашу Назаренко, Елену Гордиенко. Ребята возили балласт, засыпали воронки – эти памятные следы войны и всё ждали, когда же починят паровоз.

Это был поистине торжественный момент, когда ночью по Сумской везли исправленный паровоз. Его ребята – по сколько лет им теперь?

Для Дмитрия Трофимовича в определённом смысле это не имеет значения. Хотя они давно люди взрослые, самостоятельные. Елена Гордиенко работает в пассажирской службе, Олег Сегинов – мастер в депо Октябрь, Анатолий Василенко – слесарь в депо Октябрь, Михаил Богомолов – инструктор Малый Южной – для него они – его ребята, его ученики.

Где бы они не находились, но в День железнодорожника стараются прийти на свою дорогу. Приходят с жёнами, детьми, внуками – и каждый раз радуются новой смене, которая сейчас учится и работает в лучших, чем они, условиях. Теперь здесь вагоны цельнометаллические, поезда радиофицированы, пути оборудованы автоблокировкой, имеется централизованная автоматическая стрелка, свое локомотивное депо. Ничего общего с тем временем.

50000 выпускников вышли из этих стен. Не все стали железнодорожниками, но все стали хорошими людьми. Азы трудолюбия, ответственности, товарищества они почерпнули у инструкторов, у начальника своей дороги Дмитрия Трофимовича Кравченко – коммуниста, в годы войны прошедшего путь с 34 колонной особого резерва НКПС от Сталинграда до Берлина, человека проработавшего на транспорте 50 лет, из них – 30 лет начальником Малый Южной.

Здесь, на детской железной дороге, побывало много делегаций. В книге отзывов – записи на различных языках мира и все они перекликаются. Основная мысль такова: “Счастливые ребята. Как хорошо и радостно живется им”. Дмитрию Трофимовичу Кравченко особенно по душе эти записи.

И. Ланкис.

На снимке: Д. Т. Кравченко среди своих учеников. Фото Б. Куликова.

^