Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Малой Южной — тридцать

Газета «Южная Магистраль», №131(5550), 11.11.1970 г.

8 ноября 1940 года в Центральном парке имени Горького в Харькове впервые прозвучал паровозный гудок. Здесь начала работать детская железная дорога, которая была одной из первых в стране.

Тридцать лет спустя собрались в зале станции Парк воспитанники Малой Южной.

Особенно внимательно слушали юные железнодорожники волнующее выступление Виталия Андреевича Толстоплета, который пришел сюда еще в начале строительства.

—- Не было у нас почти никаких инструментов. Лопата и кирка, гаечный ключ и молоток — вот весь наш запас. Но было огромное желание поскорее закончить работы, пустить первый состав.

По недолго проработала Малая Южная. Началась война. Старшие товарищи наши ушли на фронт. Немцы разбомбили железнодорожное полотно. Мы, как могли, восстановили его сами.

И снова пошел поезд. Но враг уже был на подходе к городу. В последний раз взобрались мы с Зоей Смирновой — она с нами на паровозе ездила — в кабину. Посидели. Помолчали. Чувствовали, что не скоро начнем работу.

Фашисты наш паровоз угнали на сахарный завод. Когда после изгнания их с Харьковщины мы отыскали наш локомотив, отремонтировать его было уже невозможно. А вскоре на дорогу пришел новый паровоз. Мы начали восстанавливать путевое хозяйство, здание вокзала. Все приходилось начинать, как говорится, с нуля.

Юный железнодорожник 1945-49 годов А. Ю. Фадеев работает сейчас старшим научным сотрудником в институте металлов, занимается проблемой железнодорожных рельсов.

— Неважно, что не все из наших бывших воспитанников ушли на транспорт. Главное, что здесь мы научились уважать труд, здесь нам привили высокое чувство ответственности за работу, — сказал в своем выступлении Александр Юрьевич.

Вскоре после войны пришла на Малую Южную В. И. Борозинец. Здесь сделала она свои первые шаги к большому транспорту, полюбила нелегкий труд железнодорожника. Сейчас Валентина Игоревна работает дежурным по ст. Новоселовка.

Поздравить малоюжан с юбилеем пришли бывшие воспитанники дороги инструктор ЦК ЛКСМУ, выпускник ХИИТа В. Рожнов, секретарь Дзержинского райкома комсомола В. Криворучко, член комитета комсомола ХИИТа В. Краснощек и другие.

Отправляется последний в этом сезоне поезд. На дежурство заступает смена почетных гостей, которую возглавил В. А. Толстоплет. За контроллер тепловоза садится студент 5-го курса ХИИТа, юный железнодорожник 1964 года С. Савченко. В кабине локомотива находится и машинист-инструктор, воспитавший большое пополнение рядов локомотивщиков Южной магистрали К. А. Мартаков.

В отличном состоянии (здесь нулевая балльность) содержат ребята путь. Ими руководит опытный путеец дорожный мастер П. В. Коваль.

Прозвучал гудок. Состав тронулся в путь. Новое поколение юных железнодорожников своим трудом на Малой Южной доказало, что оно достойно своих предшественников.

Б. РЯЩЕНКО.

Возвратившись с фронта. Д. Т. Кравченко стал начальником Малой Южной. При нем возродилась, похорошела, оснастилась новой техникой детская железная дорога. Отличный воин, отличный работник — он награжден орденом Ленина, двумя орденами Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени — он вкладывает всю душу в работу с детьми.

НА СНИМКАХ; Д. Т. Кравченко; в очередной рейс.

^