Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Один паровоз детской Малой Южной железной дороги продан неизвестно кому

Малая Южная железная дорог построена в 1940, предвоенном, году по инициативе комсомольцев Южной железной дороги и института инженеров железнодорожного транспорта (ХИИТа).

Один паровоз детской Малой Южной железной дороги продан неизвестно кому
Вокзал главной станции Парк построен по проекту архитектора Лымаря.

Сейчас на станции идет реконструкция.

А в годы ВОВ дорога подверглась тотальному разрушению, хотя есть сведения о том, что в период оккупации немецкие захватчики восстанавливали путь и даже использовали его в транспортных целях. Так пишет Википедия. 

Тем не менее к моменту окончания войны дорогу вновь нужно было перестраивать. И 5 августа 1945 года восстановленная дорога была открыта.

В районе дороги в 1941-1943 годах происходили массовые расстрелы подпольщиков, заложников и простых граждан.

В этом районе в 1970-х годах был сооружен памятный Мемориал жертвам Великой Отечественной войны.

До 1957 года на детской дороге было два паровоза и поезд из деревянных вагонов. В 1957 году, к празднику 40-летия Октябрьской революции дорогой был получен тепловоз ТЭу-3-001, изготовленный на Харьковском заводе транспортного машиностроения имени Малышева в единственном экземпляре.

На самом деле это был тепловоз ТУ-2. На заводе имени Малышева лишь облагородили его внешний вид.

Чуть позже, в том же 1957 году, на детскую дорогу прибыл состав из цельнометаллических вагонов, изготовленных в Польше. Старый состав и паровоз КВ 4-039 остались на детской дороге, и длительное время запускались в дни наплыва пассажиров в качестве второго состава.

До 1990-х годов на Малой Южной имелся венгерский паровоз выпуска 1950-х годов Кв4-039 (подаренный в свое время харьковской детской дороге, один из трех, созданных фирмой).

Но судьба паровоза неясна (по слухам, он был продан неизвестному коллекционеру в 90-х годах).

Кстати, ходят упорные слухи, что детскую дорогу продлят рано или поздно до Пятихаток.

По итогам проводимого с 2003 года смотра конкурса на лучшую детскую дорогу Украины Малая Южная три раза подряд уверенно побеждала и была награждена почетными дипломами и денежными премиями.

Источник: http://dozor.kharkov.ua/themes/kharkov_history/1156929.html

^