Выбор пути
Если судить по результатам прошедшей в харьковских вузах вступительной кампании, самые популярные среди вчерашних школьников профессии – экономист, юрист, социолог.
Технические специальности, похоже,ребят не очень прельщают. Вместе с тем в "железнодорожных" высших учебных заведениях в последние 10-12 лет проблем с абитуриентами нет: на одно место студента претендуют несколько вчерашних школьников. Конечно, главная причина популярности транспортных вузов в том, что ребята хотят работать на железной дороге.
В чем секрет притягательности дороги, когда стоит задуматься о выборе жизненного пути и значении профессиональной ориентации школьников, – об этом наш разговор с главным железнодорожником Слобожанщины, начальником ЮЖД Героем Украины Виктором Остапчуком.
Дело, которому ты служишь
– Виктор Николаевич, поделитесь с будущими абитуриентами: вы, наверное, еще со школы видели себя железнодорожником?
– Честно говоря, с выбором института я определился практически в последний момент. В школе учился очень неплохо, особенно любил историю, литературуи математику. Окончил музыкальную школу, увлекался спортом.Вмечтах видел себя историком, а еще – инженером-железнодорожником, летчиком, моряком… Но когда уже надо было выбирать или-или, технарь во мне все же победил гуманитария. Хотя нет, почему победил? Я и сейчас люблю историю, собираю исторические книги, люблю музыку – классическую и народную.Но нисколько не жалею, что когда-топредпочел ХИИТ (так раньше называлась наша железнодорожная академия) историческому факультету университета. Во-первых, инженер – одна из самых интересных профессий в мире. Кстати, до революции в Российской империи инженеры путей сообщения были элитой государства. И сегодня настоящий инженер, который всегдав творческом поиске, что-то изобретает, внедряет новое, очень востребован. Во-вторых, железная дорога стала для меня делом всей жизни. Делом, которым дышишь и живешь, ради которого какие-то личные аспекты уходят на второй план….
– Это называется трудоголизм.
– Возможно. Но я всегда считал: только труд и серьезное отношение к выбранному делу дают возможность получить от него удовлетворение. Да и потом: Южная железная дорога – не просто одно из самых крупных предприятий Украины. Нас не зря называют "государством в государстве". Мы водим поезда, укладываем новые пути, строим новые тяговые подстанции, вокзалы, жилые корпуса в дорожных детских лагеряхи санаториях, мосты, мусороперерабатывающие комплексы и многое другое. У нас есть несколько заводов, выпускающихжелезобетонные, металлические, деревянные, пластиковые конструкции, кирпич, и даже – бутилированную воду. Есть свои, образно говоря, "министерства" культуры, спорта и здравоохранения,"министерство" по делам детей и молодежи, которые имеют солидную базу: дорожные дворцы культуры и спорта, больницы, санатории, детские оздоровительные центры…
Наше предприятие является градообразующим для многих поселков и небольших городов, и мы никогда не отказываем местным громадам в поддержке. Кроме всего прочего, Южная дорога – один из крупнейших налогоплательщиков Слобожанщины: ежегодно мы платим в госбюджет и целевые фонды более миллиарда гривень. Работают на Южной 47 тысяч специалистов, плюс 32 тысячи пенсионеров, которые по окончании трудового путипродолжают оставаться в нашей команде. Конечно, возглавлять эту команду для меня большая честь и огромная ответственность, предполагающая как минимум двенадцатичасовой рабочий день.
ХИИТ forever
– Расскажите немного о ваших студенческих годах, чем Вы тогда увлекались, как учились.
– Много времени отдавал спорту: занимался баскетболом, волейболом, футболом, хоккеем. Прошли годы, но физическая закалкадо сих пор помогает мне выдерживать ритм и нагрузки моей работы….Как все студенты, ходил в кино, на танцы, но приоритет отдавал, конечно, учебе. Понимал, что если хочешь чего-то добиться, надо много работать. Да и не мог подвести родителей, которые во многом себе отказывали, чтобы дать нам с братом хорошее образование. Вместес другом, тоже локомотивщиком, жили в "хиитовском" общежитии, и часто бывало так, что наши соседи по комнате уже спали, а мы занимались до поздней ночи. На экзамене всегда шли отвечать первыми… В институте познакомился со своей будущей женой.Она училась на том же факультете, правда, на другой специальности.Тоже увлекалась спортом, была мастером спорта по художественной гимнастике.
Запомнилась работа в стройотрядах, в которые тогда попасть было непросто: брали только тех, кто хорошо учился. Мы выезжали на разные объекты, в том числе в Тюменскую область – валить лес. Жили в тайге, в палатках, работали по 10 часов, но затоза три месяца зарабатывали по тысяче и больше рублей. Громадная по тем временам сумма! Тем более, для 19-летних студентов. До сих пор помню глаза мамы, когда привез эти деньги домой – вместе с подарком, который она бы себе никогда не позволила… А вообще, студенческие годы – самые веселые и лучшие. У меня много институтских друзей, с которыми до сих пор самые теплые отношения, и наши дети общаются и дружат.
– Железнодорожные вузы, наверное, тоже входят в структуру ЮЖД?
– Сейчас нет. Но это де-юре, а де-факто мы во всем помогаем нашим двум железнодорожным техникумам – в Харькове и в Кременчуге – и железнодорожной академии.Южная железная дорога является базовым предприятием для этих вузов. Мы предоставляем студентам места для производственной практики, даем работу студотрядам. К примеру, этим летом у нас работало около 300 "бойцов"-студотрядовцев из железнодорожной академии. Самые популярные среди них профессии – проводник, помощник машиниста, слесарь по ремонту подвижного состава.
Согласно мировой практике, инвестиции в кадры являются одними из наиболее выгодных вложений. Поэтому у нас на Южной действует большая молодежная программа, предусматривающая помощь в быстрейшей адаптации выпускников вузов на рабочих местах, кадровое сопровождение, различные культурно-спортивные проекты и так далее. Сейчас на дороге идет смена поколений, и молодежи у нас очень много. На Южной дороге молодым есть где применить все свои таланты. И в работе – тем более, что на дороге внедряются самые современные европейские технологии и техника. И в творчестве – на базе дорожных ДК работают десятки именитых коллективов художественной самодеятельности, кружков и секций. И в спорте, участвуя в различных дорожных соревнованиях и Спартакиадах.
В "железнодорожных" высших учебных заведениях в последние 10-12 лет проблем с абитуриентами нет
Привилегированный класс
– Конечно, мы заинтересованы, чтобы к нам приходили хорошо подготовленные специалисты. Поэтому к будущей профессии приучаем ребят не толькосо студенческой скамьи, но даже раньше, со школы.
Надо сказать, что Южная дорога уже давно шефствует над десятками школ Харьковской, Полтавской и Сумской областей. Причем эта традиция родилась действительно очень давно. Еще до революции в структуру Южной дороги входило порядка 30 школ, в советское время – 76. После передачи этих школ в Министерство образования мы все равно продолжали считать их своими, помогали с ремонтом, обязательно приходили на День знаний и на последний звонок, – естественно, не с пустыми руками. Со временем в орбиту нашей заботы попадало все больше школ, и мы уже не делили – железнодорожные они или нет. Я всегда говорю своим коллегам, начальникам служб и структурных подразделений: обратился к тебе директор школы с просьбой – обязательно помоги, но, естественно, в рамках законодательства. Дети, школа – это святое.
И, конечно, все стараются помочь. Потому что "все лучшее – детям" у нас на дороге не лозунг, а привычное дело, норма в нашей деятельности. Например, сегодня на Южной имеется шесть детских оздоровительных центров, где каждое лето оздоравливаются порядка шести тысяч детей. Везде построены новые бассейны, современные спортплощадки и так далее. Конечно, нам непросто было их сохранить от посягательств, непросто было вывести в лучшие. Но когда приезжаешь в лагерь и видишь, что детворе там хорошо, что ребята довольны и счастливы, – понимаешь, что не зря переживаешь, работаешь. Действительно не зря.
Кстати, дорога обеспечивает летний отдых не только детей железнодорожников. В наших лагерях отдыхают воспитанники наших подшефных интернатов, ребята, требующие особой социальной опеки. Для нас нет чужих детей. Например, в последние годы мы обновили детские и спортивные площадки не только в наших дорожных лагерях, но и построили похожие во многих населенных пунктах Слобожанщины. Среди них есть и по-своему уникальные, например, детская площадка в виде древнерусского кремля на станции Харьков-Левада. Мы ее подарили детворе1 июня, в Международный детский день. Сначала собирались построить на том месте гостиницу, но потом решили: интересы детей – важнее… А на прошлой неделе открыли новую современную спортивную площадку в поселке Купянск-Узловой, в котором большинство жителей – железнодорожники. На месте той площадки прежде был заброшенный пустырь….
Настоящих профи воспитывают с детства
– Вернемся к вопросу профессио-нальной ориентации. Вы говорили, что к будущей профессии ребят приучают уже со школы?
– Да, и самый главный наш дет-ский "профцентр" – Малая Южная. Это серьезный социальный и технический проект, придуманный, кстати, очень давно. Прообраз нынешних детских железных дорог появилсяеще в царской России. В архивах сохранились сведения о том, что в конце XIX века сначала на Николаевской, а затем и на других железных дорогах на конкурсной основе создавались специальные детские бригады из детей железнодорожников, которые выполняли посильный труд на обслуживании колеи и одновременно сызмальства приобщались к делу своих отцов. Позже, со второй половины тридцатых годов, а особенно в послевоенное время, воспитанием юных железнодорожников занялись всерьез, и по всей стране были построены десятки детских железных дорог.
Сегодня Малая Южная представляет собой срез основного производства. Это не аттракцион, а настоящая – только маленькая – железная дорога, которую в последние годы мы оснастили самым современным технологическим оборудованием. И детвора приходит на железную дорогу не просто "порулить" или покататься, а узнать, почему и как работает стрелка, как движется локомотив. Многие ребята – настоящие фанаты железной дороги, они настолько любят и досконально изучили свое дело, что хоть сегодня их бери на работу. Но, конечно, нельзя по возрасту. Кстати, до 85 % воспитанников Малой Южной в дальнейшем поступают в железнодорожные вузы – абсолютно осознанно, хорошо понимая, чего они хотят добиться в жизни и в профессии.
Детская железная дорога готовит детей к будущей взрослой жизни и профессионально, и нравственно. Благодаря помощи "большой" Южной ребята серьезно занимаются вопросами экологии, очень много путешествуют по памятным местам Украины, танцуют, поют, работают за компьютерами, участвуют в конкурсах рисунков и так далее. На базе Малой Южной мы устраиваем международные слеты юных железнодорожников, и не только для того, чтобы ребята имели возможность обменяться опытом. Главное – это человеческие отношения, дружба, а потом уже будут и профессиональные взаимоотношения. Кстати, до сих пор, когда мы приезжаем, например, в Россию, Беларусь, страны Прибалтики, в любом железнодорожном подразделении всегда окажут помощь. Потому что азы профессиональной дружбы закладывались много лет назад. И "железнодорожник" для каждого из нас – это такое магическое слово. Поэтому, по моему мнению, в том, что дети ездят, дружат, – залог формирования между ними человеческих отношений.
– А сколько детей занимается на Малой Южной и из каких школ?
– Занимаются ученики порядка семидесяти школ Харькова и области, всего около полутора тысяч человек. Во многих школах мы создали классы юных железнодорожников. Они прекрасно оборудованы, и я вижу, что связь этих школ и Южной становится все крепче и крепче. Почему растет престиж Малой Южной, которая, кстати, считается лучшей в Украине? Потому что родители видят, что на детской железной дороге прививаются такие человеческие качества, как дружба, чувство локтя, ответственности, что их ребенок – при деле, а не ходит непонятно где, что он постоянно участвует в различных олимпиадах, конкурсах и так далее. Конечно, не все дети станут железнодорожниками, но эти вещи тоже очень важны.
Кстати, во время Евро-2012 на детской дороге побывали сотни зарубежных гостей – голландцы, немцы, поляки, хорваты и даже китайцы. И они были от Малой Южной просто в восторге, потому что у них (кроме немцев) нет ничего похожего и близко. А показывала свою дорогу иностранцам детвора – потому что хорошо знает английский.
– Чтобы учиться на Малой Южной, надо жить в Харькове или поблизости. Но, наверное, и другим детям было бы интересно здесь побывать…
– Далеко не все родители имеют возможность и время, чтобы специально свозить своего ребенка на какую-то экскурсию. Поэтому каждый год, после того как спадет пик летних перевозок, мы организовываем посещение детской дороги ребятами из различных школ Слобожанщины, выделяем транспорт, составляем программу…
Сопровождают детские группы, кроме наших работников, некоторые родители и учителя этих школ.
Кстати, пользуясь представившимся случаем, хотелось бы поздравить учителей с наступающим профессиональным праздником. Значимость их труда невозможно переоценить. Не зря "железный" канцлер Бисмарк считал, что "войны выигрывают не генералы – войны выигрывают школьные учителя и приходские священники". От качества работы учителей зависит будущее страны, поэтому Южная железная дорога всегда на их стороне.
Компетентно
Николай Данько, ректор Украинской государственной академии железнодорожного транспорта
– Институт инженеров путей сообщения собирались построить в Харькове еще в 1916 году, уже даже место было выбрано. Однако вскоре случилась революция…
Официально наша академия основана в 1930 году. За время своей деятельностивуз подготовил для народного хозяйства страны около 75 тысяч специалистов. Среди выдающихся выпускников академии – министр путей сообщения СССР, Герой Социалистического Труда Н. С.Конарев, министр транспорта Украины, Герой Украины Г. Н. Кирпа, начальник Южной железной дороги, Герой Украины В. Н. Остапчук.
Сегодня наши выпускники трудятся во всех производственных подразделениях ЮЖД, и своими успехами они обязаны тому, что им созданы все условия для применения приобретенных в академии знаний. Мы благодарны Виктору Николаевичу за неизменную поддержку. У нас такие тесные связи с Южной, что если и возникают какие-то вопросы у одной или другой стороны, они незамедлительно решаются в рабочем порядке.
Официальный сайт академии – http://www.kart.edu.ua.
Виталий Мельников, директор Харьковского техникума железнодорожного транспорта
– В следующем году наш техникум отметит 60-летие. За эти годы его окончили более 20 тысяч специалистов железнодорожного транспорта и других отраслей экономики. Сегодня в техникуме учатся 850 студентов дневного отделения и 328 – заочного. В их распоряжении – оборудованные всем необходимым лаборатории, кабинеты, учебные мастерские.
Южная железная дорога помогает нам во всем, но главное, конечно, предоставление баз практики и трудоустройство. К примеру, в этом году все наши выпускники, которые хотели работать, уже трудятся на Южной.
Лилия ПАВЛЕНКО
Источник: http://kharkov.kp.ua/daily/041012/359424