Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Большой праздник начинается с Малой Южной

Юбилей Южной железной дороги ознаменовался множеством мероприятий, в которых приняли участие не только «южане», но и первые лица государства, политики и ветераны, просто пассажиры.
Но честь первыми открыть череду праздничных торжеств выпала воспитанникам Малой Южной железной дороги. Именно к ним на днях прибыли детские делегации из нескольких стран — с праздником поздравить да опытом обменяться.

Любой юбилей серьезной организации — это не столько дань прошлому, сколько веха на пути к будущему. А будущее ЮЖД, безусловно, куется на ее детской железной дороге. Как вспоминает Герой Украины начальник ЮЖД Виктор Остапчук, на 50-летие Малой Южной, которое отмечалось еще в эпоху существования бывшего СССР, съехалось 45 делегаций детских железных дорог из разных стран мира. На следующее лето, когда будет отмечаться 70-летний юбилей Малой Южной, приглашены представители всех детских железных дорог СНГ и Европы. В этот же раз география делегатов чуть поскромнее, ведь юбилей-то «взрослый». Но «кворум» тоже очень солидный: приехали гости из Берлинской и Будапештской детских железных дорог, представители Белорусской детской дороги им. Константина Заслонова, Малой Октябрьской ДЖД Санкт-Петербурга, Малой Московской и Новомосковской дорог.

Виктор Остапчук, приветствуя гостей, отметил:
— Я всегда говорю, что мы, железнодорожники, сильны здоровым консерватизмом. В первую очередь это касается сохранения всего хорошего, что было раньше. Юные железнодорожники и сегодня могут общаться на уровне детских железных дорог. Мы считаем, что это очень важно не только для обмена техническими новинками или участия в профессиональных конкурсах — это важно с человеческой точки зрения. Мы поставили перед собой задачу воспитывать высокодуховных людей, патриотов Украины. Мы стараемся, чтобы наши дети побольше путешествовали. Их объединяет не только профессионализм, но и любовь к истории, культуре. Только за последнее время воспитанники Малой Южной посетили Миргород, Сорочинцы, побывали на Хортице, недавно наша делегация ездила в Будапешт. И эту работу мы будем продолжать.
В этом году, накануне юбилея, на Детской железной дороге была проведена большая реконструкция, так что ребята сегодня здесь могут познакомиться с тем, что изучают студенты техникума железнодорожного транспорта. На этой железной дороге, давно уже ставшей достопримечательностью Харькова, одновременно занимается около двух тысяч детей. По выходным на занятия съезжаются ребята не только из Харькова и пригородов, но и, например, из Люботина и Валок. В активе кружковцев — десятки побед в самых различных конкурсах и соревнованиях. Всего же за время существования Малой Южной более 60 тысяч воспитанников стали железнодорожниками.

Общение юных железнодорожников разных стран и их взрослых наставников стало обменом идеями и знаниями, дружескими советами. А также — приобщением к большому железнодорожному братству, которое давно уже не знает границ. Перед участниками праздника выступали творческие железнодорожные коллективы — музыканты и певцы, артисты и танцоры.

После завершения официальной части праздника украинские, российские, белорусские, немецкие и венгерские дети живо расспрашивали друг друга о всевозможных тонкостях учебы и работы на разных детских железных дорогах. Удивительное дело, но даже незнание собеседниками таких языков международного общения, как русский и английский, не смогло стать помехой в общении. В крайнем случае обращались за помощью к переводчикам. «Пусть он расскажет, что означает латинская буква Р на погонах», — просит переводчицу 12-летний украинский железнодорожник, указывая на форму своего немецкого коллеги.

Журналистов тоже заинтересовал этот вопрос, и один из руководителей германской делегации Дирк Киншкет рассказал о Берлинской детской железной дороге, прежде всего выразив восхищение уровнем подготовки праздника:

— Приятно удивлен харьковским гостеприимством. Все организовано очень хорошо, и это впечатляет… Наша железная дорога расположена на юго-востоке Берлина. Общая ее длина 7,5 км. Зрительно ее можно представить себе в виде огромной восьмерки. У нас учатся 160 подростков. Буква Р на форменных погонах воспитанников раньше символизировала факт принадлежности к «Пионерской железной дороге». Но теперь дорога стала называться «Парковой», так как она расположена в парково-развлекательной зоне. После объединения Германии дорогу нашу сделали частной — чтобы дети не зависели от взрослой политики. Поэтому все основывается на частных инициативах и добровольных началах — и ремонт, и обучение воспитанников. За это люди зарплаты не получают. Многие из тех, кто работает на добровольных началах на детской железной дороге, одновременно являются официальными служащими городской железной дороги. К примеру, наша вожатая Штефани — машинист на городской железной дороге Берлина. С юными железнодорожниками она работает уже 20 лет, начинала еще в пионерском возрасте. Сейчас обучает детей премудростям профессии в свободное от работы время.

Сам Дирк работает инженером на «взрослой» железной дороге Берлина, а детской железной дорогой тоже руководит на добровольных началах.

А вот в Будапеште детская дорога является собственностью Венгерских государственных железных дорог. Ее протяженность 11 км, на ней расположено целых семь станций. Руководитель венгерской делегации Янош Зилахи когда-то учился в Советском Союзе и отлично говорит по-русски:

— Нашей железной дороге уже 60 лет, сейчас здесь учатся 500 детей. На линии постоянно работают 4 — 5 составов, все станции оборудованы системами сигнализации разных типов — от самого старого до современного, чтобы дети могли изучить их все. Бюджет составляет 1 млн. евро в год. А поездки детей, железнодорожная форма и многое другое финансируется из специального фонда, в который перечисляют деньги не только железнодорожники, но и муниципалитет столицы, различные благотворители. В активе дороги 11 грузовых, 27 пассажирских плюс несколько музейных вагонов, есть даже вагон 1905 года выпуска. А еще — три вагона-салона для проведения самых различных детских мероприятий. К примеру, в таком вагоне можно отметить день рождения и даже провести в пути обычный школьный урок.

Познакомившись с работой юных железнодорожников Харькова, их европейские коллеги больше всего были поражены возможностью наших ребят самостоятельно водить локомотивы. На детской железной дороге Будапешта работают взрослые машинисты на «взрослых» локомотивах, поскольку она проходит в сложной гористой местности. Зато венгерским детям доверяют самостоятельно работать в качестве кассиров с денежным оборотом до 1000 долларов в день. В Германии же юные железнодорожники могут осваивать любые специальности и выполнять работу только в присутствии взрослых наставников. У наших ребят — гораздо больше самостоятельности, отметили гости.

В день рождения организаций принято дарить подарки гостям. И ЮЖД сделала свой подарок юным делегатам от железных дорог разных стран — для них было подготовлено незабываемое путешествие на Полтавщину по гоголевским местам. Виктор Остапчук высказал уверенность, что представители разных государств еще не раз будут приезжать в Украину, сохранят интерес к нашей стране на всю жизнь.

Татьяна Буряковская

Источник: Газета "Время"

^