Малая Южная – не аттракцион
Вечерний Харьков, 4 мая 2006 г.
По многолетней традиции в первый майский день открыла свой очередной сезон Малая Южная железная дорога.
В минувшем году, когда нашей детской «железке» исполнилось 65, она перевезла 17 тысяч пассажиров — рекордный показатель за годы независимости Украины. И в третий раз подряд Малая Южная стала победителем смотра-конкурса «Укрзализници», по праву подтвердив звание лучшей детской магистрали в стране. Но главное предназначение любой детской железной дороги — это воспитание у мальчишек и девчонок любви к профессии железнодорожника. 1100 юных харьковчан и жителей ближних пригородов постигают в кружках и секциях Малой Южной под руководством опытных наставников секреты работы проводника, дежурного по станции, дежурного стрелочного поста, диктора, машиниста тепловоза и его помощника. И большинство из 120 выпускников прошлого года продолжают сегодня образование в отраслевых учебных заведениях железнодорожного транспорта, чтобы посвятить свою жизнь стальным магистралям.
Проводить в рейс первый поезд на станцию «Парк» прибыли харьковский городской голова Михаил Добкин, секретарь Харьковского городского совета Геннадий Кернес, начальник Южной железной дороги Виктор Остапчук, ректор Украинской государственной академии железнодорожного транспорта профессор Николай Данько. Почетные гости праздника обратились к собравшимся с приветствием. В частности, Виктор Остапчук поделился планами «южан» продлить Малую Южную железную дорогу до Пятихаток, что позволило бы перевозить по ней пассажиров не только с весны до осени, но и зимой, когда в лесной массив, расположенный рядом с ХФТИ, многие харьковчане едут покататься на лыжах. Еще один замысел, который вынашивает руководство «большой» Южной магистрали, — строительство депо для вагонов, чтобы они не зимовали под открытым небом. Но в данном вопросе «южане» уже столкнулись с проблемой получения разрешения на такое строительство, поскольку государственное предприятие «Южная железная дорога», по словам Виктора Остапчука, сегодня по своим правам приравнена «к РайОНО и ГорОНО», которые являются сугубо бюджетными организациями.
Поэтому, считает Виктор Николаевич, необходимо на государственном уровне решить вопрос о корпоратизации железных дорог, которые сами зарабатывают средства, исправно пополняя бюджеты всех уровней, чтобы дать им возможность распоряжаться своими доходами и направлять часть их на развитие собственной инфраструктуры. Во время праздничной церемонии группе школьников из малообеспеченных, многодетных и неполных семей, а также из семей железнодорожников были вручены приглашения для поступления в академию железнодорожного транспорта на места бюджетного финансирования.
Начальник Малой Южной Руслан Клименко, у которого день начала движения поездов совпадает с личным днем рождения, рассказал корреспонденту «Вечерки», что после холодной и снежной зимы предприятия Харьковского железнодорожного узла оказали детской дороге огромную помощь в ремонте локомотивов, вагонов, пути, вокзального и учебного зданий. А учащиеся Харьковского железнодорожного техникума, с которым у Малой Южной давно сложились тесные дружеские отношения, убрали мусор на всем протяжении линии, длина которой превышает три километра.
Когда первый поезд 2006 года отправился в рейс, праздник продолжили артисты и художественные коллективы Центрального дома науки и техники ЮЖД. До позднего вечера в парке звучала музыка, проходили различные конкурсы, а завершилось все это действо ровно в девять вечера красочным фейерверком.
Во время праздника на Малой Южной я встретил своего хорошего знакомого, известного харьковского врача-психиатра, профессора НИИ клинической и экспериментальной неврологии, психиатрии и наркологии Игоря Ивановича Кутько. Оказывается, Игорь Иванович, являющийся, кстати, многолетним другом и подписчиком нашей «Вечерки», пришел на этот праздник не случайно.
— Я вырос в семье железнодорожников, — поделился со мной Игорь Иванович. — На железной дороге работали мой дедушка и моя мама. И я, будучи ребенком, шесть лет ходил на Малую Южную. Хотя я и не стал железнодорожником, считаю, что годы, проведенные здесь, не прошли даром. Ведь здесь я научился главному — настойчиво трудиться.
Думаю, то же самое могли бы сказать сегодня и многие тысячи других бывших юных железнодорожников, которых Малая Южная за все годы своей работы выпустила более 50 тысяч.
Олег Столбецов
Источник: Вечерний Харьков