Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Тепловоз ТЭУ3-001

ТЭУ3-001 — первый тепловоз Малой Южной.

В 1955 году в СССР было принято решение отказаться от паровозной тяги и полностью прекратить производство паровозов. Безусловно, это решение правительства не могло не отразиться на детских железных дорогах.

В сентябре 1957 года на Харьковский завод транспортного машиностроения с Коломенского завода был доставлен тепловоз ТУ2-125.

История тепловозов серии ТУ2 началась в феврале 1955 года, когда Калужский машиностроительный завод получил приказ разработать новый узкоколейный тепловоз, предназначенный для работы на промышленных узкоколейках, в первую очередь — на целинных землях Средней Азии. 

В июле того же года завод представил новый магистральный узкоколейный локомотив. Во время разработки и постройки локомотива новая машина носила серию МЭУ1 (мотовоз с электропередачей узкоколейный, первый вариант), однако после постройки серию было решено изменить на ТУ1 (тепловоз узкоколейный, первый вариант). Для испытаний были построены два тепловоза — ТУ1-001 и ТУ1-002. После испытаний вскрылись недостатки в конструкции машин, связанных, главным образом, с электрическими системами локомотивов.

МЭУ1-001 на выставке образцов новой техники железнодорожного транспорта.
Кадр из фильма "На путях технического прогресса".
Московская киностудия научно-популярных фильмов, 1955 год.

Оба тепловоза ТУ1 отправились на детские железные дороги: ТУ1-001 — в Киев, а ТУ1-002 — в Ташкент. До наших дней ни одна из этих машин не сохранилась.  

С 1956 года, после внесения необходимых изменений в конструкцию, Калужский машиностроительный завод начал серийный выпуск новых тепловозов, изменив серию локомотива на ТУ2 (тепловоз узкоколейный, второй вариант). Конструктивные изменения привели к  видимому внешнему отличию нового варианта от предыдущего — у ТУ1 с обеих сторон было по шесть окон, а у ТУ2 — с одной стороны шесть, а с другой — пять. В то время локомотивы серии ТУ2  были самыми мощными тепловозами на узкоколейках СССР.

Первые ТУ2 отправились в Прибалтийские республики, на Юго-Западную ж.д., и, конечно, на целину — в Казахстан.

"Двойки" показали себя очень надежными машинами — на многих узкоколейках, в том числе и на детских железных дорогах, тепловозы этой серии, работают до сих пор, несмотря на солидный возраст. Из девяти детских железных дорог Украины ТУ2 работают на семи — их нет только в Киеве и в Луцке.

Тепловоз ТУ2-125 предназначался для Малой Южной в качестве замены паровозу ЛК159-02, однако для эксплуатации его на дороге необходимо было заменить буферно-сцепной узел. В то время на ДЖД эксплуатировался состав из вагонов европейской постройки, оборудованный европейскими же сцепками, которые не использовались в СССР.

Замена производилась на ХЗТМ совместно с Заводом Тепловозного Электрооборудования (сейчас — ГП "Электротяжмаш").

Заменена была не только сцепка. Локомотив приобрел новый путеочиститель во всю ширину кузова и множество декоративных элементов, значительно изменивших и осовременивших внешний вид тепловоза. 

По фотографиям удалось установить следующие изменения в конструкции:

  • по неизвестным причинам была изменена форма крыши, сгладившая присущую остальным локомотивам серии ТУ2 "угловатость" и приблизившая облик тепловоза к виду "больших" магистральных локомотивов;
  • модификация крыши привела к замене водоотводного желоба и изменению формы верхней части дверного проема;
  • тонкий заводской молдинг в нижней части кузова был заменен на широкий рифленый, по образцу нижних молдингов на "взрослых" тепловозах ТЭ3 и ТЭ7;
  • заводской молдинг в средней части кузова был заменен на хромированый;
  • на обеих стенках кузова появились объемные надписи "Малая Южная ж. д." ;
  • на одной из стенок тепловоза — на стороне с пятью окнами —  установлена памятная табличка, глясящая, что локомотив подарен комсомольцами ХЗТМ;
  • видоизменена была форма головной части локомотива — она приобрела закругленную, расширяющуюся книзу форму — по образцу все тех же ТЭ3/ТЭ7;
  • заводская звезда и три декоративных полосы были заменены барельефом с пионерской эмблемой и надписью "Всегда готов!";
  • между буферными фонарями появилась красная табличка с серией и номером локомотива. 

Кроме этого, на заводе тепловозного электрооборудования были произведены работы над генератором и аппаратурой управления. К сожалению, мы не знаем, чем была продиктована необходимость работы над электрооборудованием на новом тепловозе и какие именно изменения в конструкцию были внесены.

Помощник машиниста в кабине ТЭУ3-001. Хорошо виден характерный "скос" кабины.
Фото 1970 года из архива Малой Южной ж.д.

Работы над тепловозом были поручены заводской молодежи — комсомольцам. Нам известны фамилии слесарей, работавших над тепловозом: Пономарёв и Вележанин. Руководил работами заместитель начальника тепловозного цеха ЗТМ комсомолец Третьяков.

Тепловоз ТЭУ3 возле депо.
Хорошо видны видоизмененный путеочистилеть и декоративные элементы.
Фото 1980-х годов из архива Малой Южной ж.д.

Из-за изменений в облике локомотив стал сильно отличаться от своих "собратьев", поэтому руководством завода было принято решение изменить серию тепловоза на ТЭУ3-001 (Тепловоз с электропередачей узкоколейный). Кроме того, из-за измененного названия серия стала звучать похоже на "ТЭ3" — серию тепловоза, который во второй половине 50-х годов был самым современным грузовым тепловозом отечественных железных дорог. 

Надо сказать, что из-за смены серии любители железных дорог и историки долгое время (как минимум до 2002 года) считали, что в Харькове работает локомотив какой-то экспериментальной серии.

Торжественная передача тепловоза Малой Южной состоялась 6 ноября 1957 года — перед праздником 40-летия Октябрьской революции.

Интересный факт — в первый рейс поезд с новым локомотивом повела девочка, ученица 1-й железнодорожной школы Ира Печерская (которая, к тому же, была в 1957 году главой Совета юных железнодорожников).

Ира Печерская в кабине нового тепловоза, 6 ноября 1957 года.
Фото И. Пительмана из газеты "Социалистическая Харьковщина" № 223(9685), 12 ноября 1957 г. 

 

Тепловоз сразу же стал эксплуатироваться в качестве основного локомотива, а паровоз Кв4-039 стал использоваться только в праздничные дни со вторым составом. ТЭУ3 работал в качестве основного локомотива более 30 лет — до 1992 года включительно. По воспоминаниям бывших юных железнодорожников, за тепловозом отлично ухаживали. В 70-х годах тепловоз всего один раз вышел из строя, и то — на следующий день уже был отремонтирован.

Осмотр ТЭУ3 в депо

Локомотив стал настоящим символом дороги — его изображения размещали на всем, что касалось ДЖД — например, на значках, которыми награждали юных железнодорожников. ТЭУ3 попал в несколько художественных фильмов и видеосюжетов о Малой Южной. Его можно увидеть на открытках, в справочниках и книгах.

Стилизованное изображение ТЭУ3 на значке 1980 годов

ТЭУ3 проработал на Малой Южной до 1992 года. В 1992 году он был отставлен от работы — в качестве основого локомотива его заменил тепловоз ТУ2-054.

До лета 1997 года, с заваренными железными листами окнами и целиком, от крыши до молдингов, окрашенный в темно-зеленый цвет, стоял возле депо. По слухам, дизель с ТЭУ3 в 1995 году был переставлен на  ТУ2-054.

В 1997 году уникальная машина была порезана на металлолом. Тепловоз целиком не помещался в кузове транспортера, поэтому одна из кабин была отрезана. В таком виде тепловоз несколько дней лежал возле переезда неподалеку от станции Парк, а затем вывезен в депо Харьков-Сортировочный, где был окончательно разрезан.
Все, что на сегодняшний день осталось от тепловоза — чудом уцелевшая буква "Э" в коллекции автора, напоминающая о необычном переименовании ТУ2-125.

Буква "Э" — все, что осталось от тепловоза ТЭУ3-001

 

Окраска тепловоза

В первые годы работы тепловоз окрашивался так, как его впервые покрасили на заводе им. Малышева — серая крыша и верхняя часть, темно-синий низ. Под боковыми окнами наносилась красная надпись "Пионерский". Возле окна кабины машиниста наносился объемный цветной герб СССР. Под лобовыми окнами была нанесена эмблема пионерии с девизом "Всегда готов".

Открытка с фотографией 1958 или 1959 года.

В конце 60-х годов низ тепловоза стали окрашивать в голубой цвет.

ТЭУ3-001 в серо-голубой окраске, 1969 год.

В такой окраске тепловоз работал до 70-х годов. С середины 70-х окраска немного изменилась — крыша осталась серой, а вот верхняя часть кузова стала окрашиваться в голубой цвет. 

ТЭУ3-001 на открытке 1977 года.

К концу 80-х годов вернулась старая окраска:

ТЭУ3-001 в 1989 году. Фото из архива Малой Южной ж.д.

 

Остатки оригинальной краски на обратной стороны сохранившейся буквы.

 

^