Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Тепловоз ТЭУ3-001

ТЭУ3-001 — первый тепловоз Малой Южной.

В 1955 году в СССР было принято решение отказаться от паровозной тяги и полностью прекратить производство паровозов. Безусловно, это решение правительства не могло не отразиться на детских железных дорогах.

В сентябре 1957 года на Завод транспортного машиностроения с Коломенского завода был доставлен тепловоз ТУ2-125. Тепловоз предназначался для Малой Южной в качестве замены паровозу ЛК159-02, однако для эксплуатации его на дороге необходимо было заменить буферно-сцепной узел. В то время на ДЖД эксплуатировался состав из вагонов европейской постройки, оборудованный европейскими же сцепками, которые не использовались в СССР.

Замена производилась на ЗТМ совместно с Заводом Тепловозного Электрооборудования (сейчас — ГП "Электротяжмаш").

Заменена была не только сцепка. Локомотив приобрел новый путеочиститель и множество декоративных элементов. Тонкие заводские молдинги были заменены на широкие рифленые. Под окнами со стороны машиниста появились объемные буквы с серией и номером локомотива. На стенке тепловоза была нанесена объемная надпись "Малая Южная". С "голов" были убраны три декоративные полоски и звезда. По неизвестным причинам были изменены радиусы закругления между крышей и лобовыми окнами. На кузов тепловоза нанесли памятную ромбовидную табличку, говорящую о том, что тепловоз был подарен комсомольцами завода транспортного машиностроения.

Кроме этого, на заводе тепловозного электрооборудования были произведены работы над генератором и аппаратурой управления. К сожалению, мы не знаем, чем была продиктована необходимость работы над электрооборудованием на новом тепловозе и какие именно изменения в конструкцию были внесены.

Работы над тепловозом были поручены заводской молодежи — комсомольцам. Нам известны фамилии слесарей, работавших над тепловозом: Пономарёв и Вележанин. Руководил работами заместитель начальника тепловозного цеха ЗТМ комсомолец Третьяков.

Из-за изменений в облике локомотив стал сильно отличаться от своих "собратьев", поэтому руководством завода было принято решение изменить серию тепловоза на ТЭУ3-001 (Тепловоз с электропередачей узкоколейный). Кроме того, из-за измененного названия серия стала звучать похоже на "ТЭ3", серию тепловоза, который во второй половине 50-х годов был самым современным грузовым тепловозом отечественных железных дорог. 

Надо сказать, что из-за смены серии любители железных дорог и историки долгое время (как минимум до 2002 года) считали, что в Харькове работает локомотив какой-то экспериментальной серии.

Торжественная передача тепловоза Малой Южной состоялась 6 ноября 1957 года — перед праздником 40-летия Октябрьской революции. Интересный факт — в первый рейс поезд с новым локомотивом повела девочка, ученица 1-й железнодорожной школы Ира Печерская (которая, к тому же, была в 1957 году главой Совета юных железнодорожников).

Тепловоз ТЭУ3 возле депо. Хорошо видны видоизмененный путеочистилеть и декоративные элементы.

 

Осмотр ТЭУ3 в депо

Тепловоз сразу же стал эксплуатироваться в качестве основного локомотива, а паровоз Кв4-039 стал использоваться только в праздничные дни со вторым составом. ТЭУ3 работал в качестве основного локомотива почти 30 лет — до 1986 года. По воспоминаниям бывших юных железнодорожников, за тепловозом отлично ухаживали. В 70-х годах тепловоз всего один раз вышел из строя, и то — на следующий день уже был отремонтирован.

Локомотив стал настоящим символом дороги — его изображения размещали на всем, что касалось ДЖД — например, на значках, которыми награждали юных железнодорожников. ТЭУ3 попал в несколько художественных фильмов и видеосюжетов о Малой Южной. Его можно увидеть на открытках, в справочниках и книгах.

ТЭУ3-001 возле депо. Виден отставленный от работы Кв4-039.

ТЭУ3 проработал на Малой Южной до 1991 года. Со 1986 года, после получания дорогой тепловоза ТУ2-054, он использовался редко. В 1991 году он был отставлен от работы и до лета 1997 года, с заваренными железными листами окнами и целиком, от крыши до молдингов, окрашенный в темно-зеленый цвет, стоял возле депо. По слухам, дизель с ТЭУ3 эксплуатируется на ТУ2-054.

В 1997 году уникальная машина была порезана на металлолом. Все, что на сегодняшний день осталось от тепловоза — чудом уцелевшая буква "Э" в коллекции автора, напоминающая о необычном переименовании ТУ2-125.

Буква "Э" — все, что осталось от тепловоза ТЭУ3-001

 

Окраска тепловоза

В первые годы работы тепловоз окрашивался так, как его впервые покрасили на заводе им. Малышева — серая крыша и верхняя часть, темно-синий низ. Под боковыми окнами наносилась красная надпись "Пионерский". Возле окна кабины машиниста наносился объемные цветной герб СССР. Под лобовыми окнами была нанесена эмблема пионерии с девизом "Всегда готов".

Открытка с фотографией 1958 или 1959 года.

В конце 60-х годов низ тепловоза стали окрашивать в голубой цвет.

ТЭУ3-001 в серо-голубой окраске, 1969 год.

В такой окраске тепловоз работал до 70-х годов. С середины 70-х окраска немного изменилась — крыша осталась серой, а вот верхняя часть кузова стала окрашиваться в голубой цвет. 

ТЭУ3-001 на открытке 1977 года.

 

 

^