Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Жизнь в движении

Вячеслав Кучеров,
юный железнодорожник конца 60-х годов.
Публикация в газете “Южная Магистраль”, №13, 10 апреля 2015 г.

Пенсионер железнодорожного транспорта, в прошлом дежурный по станции Харьков-Пассажирский Вячеслав Кучеров ознакомился с работой Малой Южной еще в раннем детстве. А когда подрос, и сам стал воспитанником детской дороги.

В отличие от многих воспитанников нашей смены, пришедших из железнодорожных кружков, я впервые побывал на Малой Южной в качестве пассажира еще в 7 лет. Мое внимание сразу привлекло красивое локомотивное депо и маленький тепловоз, а больше всего впечатлило, что всю работу дети выполняли сами. Конечно же, мне тоже захотелось стать юным железнодорожником. Да и родители, всю жизнь проработавшие на Южной, часто повторяли, что железная дорога была, есть и будет. Так что через год или два, когда я достаточно подрос, начал заниматься на Малой Южной в смене Валерия Гуревича.

Железнодорожного кружка в моей школе тогда еще не было, и в зимнее время уроки у нас проходили на вокзале Парк в зале для занятий и приема гостей, где сейчас располагается музей детской дороги. Все предметы преподавал тогда один инструктор, а узкая специализация появилась уже после того, как я закончил обучение. Под руководством Валерия Гуревича я изучил профессии проводника, бригадира поезда, подъездного вагонного мастера, машиниста и помощника, но самой интересной для меня была специальность дежурного по станции. В то время на Малой Южной дежурные работали и на Лесопарке, и на Парке, а перегон был оснащен полуавтоматической блокировкой. Так что мы переговаривались по телефону, переводили стрелки и открывали сигналы с пульта, как на взрослой дороге.

Конечно же, как и всем юным железнодорожникам, мне нравилось водить тепловоз – стать машинистами стремилось большинство ребят, но я не видел себя в этой профессии в будущем. В последние годы обучения доводилось бывать и старшим смены. Считалось, что на детской дороге – это второй человек после инструктора: в обязанности старшего входило распределение должностей так, чтобы были заполнены все рабочие места, контроль посещаемости и решение
текущих задач. Впрочем, никаких проблем, насколько помню, не возникало, тогда все было спокойно.

Запомнились и экскурсии на другие детские магистрали. Мне довелось побывать на Запорожской, Днепропетровской и Донецкой детских дорогах, но, считаю, что наша Малая Южная уже тогда была самой лучшей как в плане технической оснащенности, так и в плане подготовки юных железнодорожников.

Это признавали и ребята с других дорог, когда приезжали к нам. Кроме того, начальник Малой Южной Дмитрий Кравченко собрал замечательную команду инструкторов-энтузиастов своего дела. К примеру, Валерий Гуревич сам в прошлом был юным железнодорожником, а после армии вернулся на детскую дорогу в качестве инструктора и всю жизнь проработал на этой должности. Отличным специалистом была Валентина Борозенец, которая, как и я, жила на Новоселовке.

После школы я поступил в Харьковский техникум железнодорожного транспорта, где как раз открылся новый факультет движения. Детская дорога готовила специалистов на уровне училища, поэтому обучение в техникуме мне давалось легко: я уже был знаком с техникой безопасности, должностными инструкциями, имел практические навыки работы. Закончил обучение с красным дипломом и мог бы получить высшее образование в ХИИТе, но жизнь сложилась иначе.
После армии я пришел на станцию Харьков-Пассажирский дежурным. Кстати, практически все мои товарищи – юные железнодорожники – в дальнейшем стали работниками Южной дороги.

Мой сын, к сожалению, не продолжил семейную трудовую династию, но внук в детстве проявлял интерес к железнодорожному делу, и мы часто ходили с ним гулять на Малую Южную.

Записала Надежда ШАРАФУТДИНОВА

^