Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

На Малой Южной

Газета Южная Магистраль, №53(3443), 01.05.1952

В одном из самых живописных уголков Харьковского парка культуры и отдыха им. Горького высится красивое светлое здание вокзала и управления Малой Южной железной дороги. Стройная башня с флагштоком, чешуйчатая зеленая крыша на крестообразном куполе, легкие, изящные колонны с лепными капителями, маленькие паровозы и вагоны на путях у перрона— все это радует, ласкает глаз, вселяет в сердце гордость за нашу счастливую детвору.

В 1943 году, когда войска Советской Армии освободили Харьков и погнали врага -дальше, на запад, когда город лежал еще в руинах, одновременно с восстановлением важнейших объектов началось возрождение детской железной дороги. В 1945 году она была пущена в ход. С тех пор Малая Южная превратилась в крупнейшее детское учреждение, охватывающее сейчас своей деятельностью свыше двух тысяч юных железнодорожников.

* * *

В школах окончились занятия в железнодорожных кружках. Идет напряженная подготовка к экзаменам. А после экзаменов — практика на Малой Южной. Но разве может сердце юного железнодорожника выдержать, чтобы сейчас, в предпусковые дни на дороге, не притти в свободную минуту сюда, — поинтересоваться, что будет нового в этом году, заглянуть во все уголки, посмотреть, помочь?.. Да мало ли хлопот у любознательных ребят!

А нового на дороге немало. Получен новенький, выпуска 1951 года, паровоз. В диспетчерской, и на паровозах устанавливаются радиостанции для двусторонней связи. Станция «Парк» оборудуется аппаратурой системы Наталевича.

Работники Харьковского узла оказали существенную помощь детской дороге. Вагонники депо Харьков-пассажирский, под руководством мастера т. Власенко быстро и хорошо отремонтировали вагоны, водоснабженцы Основянского отделения (бригадир т. Попович)—всю систему водоснабжения. Рабочие 2-й дистанции зданий и сооружений (прораб т. Манжелей) произвели высококачественный ремонт, побелочные и альфрейные работы в вокзалах, депо, стрелочных будках. Путейцы 3-й дистанции отремонтировали пути. И во всех работах непременно участвовали дети.

В апреле они, помимо всего, посадили вокруг станции «Парк" свыше тысячи саженцев абрикоса и 80 пирамидальных тополей.

Южная_магистраль_01_05_1952_1

* * *

Инструктор-механик к Степан Андреевич Якименко с удовольствием смотрит, как дети облепили паровоз, деловито протирают детали, чистят до блеска медные части.

— Много у вас будет учеников в этом году?—спрашиваем у него.

— Беда! — машет рукой Степан Андреевич —Все хотят научиться управлять паровозом, отбою нет!

45 лет своей жизни проработал Степан Андреевич на паровозе. Состарился на транспорте—ему уже 72. года, но уходить на отдых еще не хочет: он растит достойную смену старой гвардии железнодорожников. Немало его питомцев учится сейчас в  Харьковском институте инженеров транспорта, работает в депо «Октябрь».

* * *

1 Мая! Весенний праздник особенно радостен для юных железнодорожников. В фор менной одежде придут они после демонстрации на свою дорогу. Займут места в будках паровозов, у селектора, в вагонах, на стрелочных постах, на перегоне. Диктор объявит по радио отправление, дежурный в красной фуражке подымет вверх свернутый флажок, главный даст свисток, и переполненный звонкоголосой детворой поезд отправится в свой первый рейс в этом сезоне.

Счастливого пути, ребята!

^