Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Тепловоз ТУ7А-3198

ТУ7А-3198 – узкоколейный тепловоз, самый новый локомотив Малой Южной.

История тепловозов серии ТУ7 началась в 1971 году, когда перед отечественными узкоколейками встала проблема обновления существующего тепловозного парка.
Главенствующие в то время на узкой колее тепловозы серий ТУ2 и ТУ4 не отвечали требованиям производств – ТУ2 уже устарели, были сложны в обслуживании, и, кроме того, эти локомотивы были слишком тяжелы для слабых путей многих узкоколеек (масса тепловоза – 32 тонны).

Тепловозы ТУ4, хоть и были новее, легче (масса – 18 тонн) и просты в обслуживании, имели слабую мощность – всего 250 лошадиных сил.

Разработка нового тепловоза была поручена Камбарскому машиностроительному заводу (г. Камбарка, Удмуртия, Россия).
Новый тепловоз удалось сделать одновременно и легким – всего 24 тонны, и мощным – 400 л.с. 

Первые тепловозы ТУ7 сошли с конвейера в 1972 году.

В 1986 году была произведена модернизация тепловоза – изменена электрическая схема, значительно улучшено рессорное подвешивание. Новая модификация получила обозначение ТУ7А. С 1986 года ТУ7А стал основной серией узкоколейных тепловозов, производимых на КМЗ. 

Тепловозы ТУ7А выпускались до 1994 года. Затем, из-за общих для страны экономических проблем, производство было приостановлено и возобновлено только через 10 лет – в 2004 году. Производство тепловозов этой серии продолжается по сей день, однако в очень небольших количествах. Самый новый тепловоз этой серии (ТУ7А-3367) был построен в 2014 году по заказу Алапаевской узкоколейной ж.д.

ТУ7А показали себя как очень надежные и простые в обслуживании локомотивы. На их базе было создано около десятка модификаций, в том числе и на разную ширину колеи. Тепловозы серии работают во Вьетнаме, на Кубе, в Болгарии и Вьетнаме.

Более того, на базе узкоколейного ТУ7 был создан ширококолейный маневровый тепловоз ТГМ40 – уникальный случай для отечественных железных дорог. 

Много этих машин поступило на детские железные дороги, где они продолжают трудится, и наверняка будут работать еще не одно десятилетие. Для детских железных дорог в 2008 году была создана даже специальная модификация ТУ7А – с упрощенным управлением и кузовом, видом приближенным к "паровозному" (что вызывает многочисленные нарекания среди как любителей железных дорог, так и среди юных железнодорожников и сотрудников ДЖД).

На украинских ДЖД, кроме Харьковской, ТУ7А работают еще на Запорожской, Киевской и Луцкой детских железных дорогах. Локомотив серии ТУ7 работал так же на Макеевской, а позже – на Донецкой ж.д. (ныне передан в музей).

ТУ7А-3198 поступил на Харьковскую детскую железную дорогу в 1991 году прямо с Камбарского машиностроительного завода. 

Интересна судьба двух ближайших "братьев" локомотива – "старший", с номером 3197, попал на ДЖД в Киеве, а "младший", № 3199 судьба забросила аж в Читу, на Малую Забайкальскую.

В 1991 году на Малой Южной в работе находились два локомотива – ТЭУ3-001 и ТУ2-054. Кроме этого, по праздникам мог работать и паровоз Кв4-039.

С одной стороны, оба эксплуатирующихся тепловоза имели уже солидный возраст. С другой же – обе машины нормально работали и могли работать и дальше. Кроме того, новый локомотив некуда было ставить – депо Малой Южной расчитано на два локомотива. 

По вышеописанным причинам локомотив поставили в тупике возле депо, не сняв даже доски, которыми были защищены окна. В таком виде локомотив простоял на улице последние месяцы 1991-го и весь 1992 год. 

В конце 1992 года было принято решение прекратить эксплуатацию "ветерана" Малой Южной – тепловоза ТЭУ3-001. Его место занял новый локомотив.

На запуск машины, простоявшей полтора года под открытым небом, понадобилось немало времени – подготовка к запуску заняла весь апрель 1993 года. В мае 1993 года "семёрка" отправилась в свой первый рейс.

За характерный внешний вид южные железнодорожники сразу же окрестили локомотив "трактором".

Новый тепловоз практически сразу же стал использоваться в качестве основного. Первоначально он использовался попеременно с ТУ2-054, однако к середине 90-х годов ТУ2 (постройки 1956 года) стал часто выходить из строя – сказывался солидный возраст машины. 

ТУ7А с составом "Юность Южной" в 1999-м году.

До 2000 года "семёрка" была основным тепловозом Малой Южной, ТУ2 же использовался редко – в основном по праздникам. 

С 2000-го года, после ремонта в депо "Харьков-Сортировочная" ТУ2 стал использоваться чаще, однако "семерка" все равно оставалась основным тепловозом.

В 2007 году обоим локомотивам ДЖД был проведен капитальный ремонт в депо Гайворон (Одесская ж.д.), после чего основным локомотивом Малой Южной вновь стал ТУ2 – сказывается внешний вид этой машины, похожий на "взрослые" магистральные тепловозы.

ТУ7А-3198 с составом "Украина" на ст. Парк

В 2010-м году руководством Южной железной дороги была запланирована закупка нового тепловоза для ДЖД. Этим тепловозом должен был стать локомотив серии ТУ10, производящийся на Камбарском машиностроительном заводе. Поскольку депо ДЖД расчитано только на два локомотива, настойчиво стал распространяться слух, что ТУ7А будет списан. Однако вследствие высокой цены на ТУ10 и еще более высокой цены доставки его в Харьков обновления подвижного состава не произошло и ТУ7А-3198 продолжает работать и по сей день.

В дни, когда работает два состава, ТУ7А обычно ведет состав "Юность Южной", а ТУ2 – состав "Украина".

ТУ7А-3198 с поездом "Юность Южной", 1 мая 2012 года

С первого года появления ТУ7А на Малой Южной среди юных железнодорожников не прекращаются забавные споры: какой локомотив лучше – ТУ2 или ТУ7А? В пользу первого приводятся аргументы, касающиеся внешнего вида и хорошего обзора из кабины, а в пользу второго – просторная кабина и более новая конструкция.

На самом деле во многом благодаря наличию тепловозов двух разных конструкций (ТУ2 – тепловоз с электрической передачей, ТУ7А – с гидравлической), знания юных железнодорожников поддерживаются на хорошем техническом уровне. В отличие от детских дорог, где используются тепловозы только одной модели (например, Киевская, Донецкая, Луцкая), а другая модель изучается только теоретически, на Малой Южной у ребят есть возможность реально поработать на разных машинах.

Окраска тепловоза

В первые годы работы на ДЖД ТУ7А-3198 был окрашен в оранжевый цвет – это заводская окраска всех машин этой серии. К сожалению, у нас нет фотографий, на которых "семерка" Малой Южной была бы заснята в оранжевом цвете.

Заводская окраска тепловозов серии ТУ7А. На фото – не ТУ7А-3198. Фотография из Википедии.

Перед запуском в работу в 1993 году тепловоз окрасили в зеленой цветовой гамме – темно-зеленый кузов, серая крыша, голубые двери.

В 1997 году машина работала в темно-зеленой окраске со светло-зелеными дверями.

С 1999 года тепловоз окрашивался следующим образом – серые верхняя часть кабины и крыша, темно-зеленый кузов, голубые двери, серые переходные площадки. Летом того же года на передней части кузова (на жалюзях) была нанесена V-образная декоративная полоса.

С 2000 – вместо V-образной на передней части кузова, вверху, рисовалась желтая декоративная полоса. Эта схема окраски с небольшими изменениями существовала до августа 2007 года.

ТУ7А-3198 в 2005-м году. Хорошо виден объемный логотип УЗ на первой двери.

После капитального ремонта в августе 2007 года локомотив стали окрашивать несколько иначе – кабина, за исключением крыши, стала полностью зеленой, переходные площадки стали окрашиваться в черный цвет. Исчезла желтая декоративная полоса с передней части кузова. Основной зеленый цвет кузова стал более ярким.

ТУ7А-3198 в 2011 году

Эта схема окраски сохраняется по сегодняшний день. Заметное изменение в облике произошло только в 2015 году –  на поручнях тепловоза были установлены красные светлоотражающие полосы.

ТУ7А-3198 в 2016 году

^