Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Состав “Пионерский”

Состав "Пионерский" – второй состав Малой Южной из вагонов Pafawag 3AW.

В середине 60-х годов руководство Южной железной дороги приняло решение выделить для детской железной дороги еще семь вагонов. Вагоны, как и предыдущие пять, поступившие в 1958 году, были заказаны на польском заводе Pafawag (г. Вроцлав). 

Точная дата поступления новых вагонов на ДЖД нам не известна, однако, согласно имеющимся у нас фотографиям, это произошло в период между 1966-м и 1968-м годами включительно.

Из двенадцати вагонов Pafawag – пяти старых и семи новых – были сформированы два состава: основной, которому предстояло работать ежедневно, и вспомогательный, который должен был использоваться в дни, когда первый состав не мог вместить всех пассажиров.

Вагоны №2 (зав. №. 215) и №4 (зав. №. 217) остались в числе вагонов "основного" поезда, переместившись на 5-е и 4-е место соответсвенно,  к ним добавили четыре новых вагона.

Вагоны № 1 (зав. № 214), №3 (зав. №216) и №5 (зав. № 218) из числа поступивших в 1958 году были переставлены во второй состав.

Новосформированным поездам были присвоены имена: состав, который стал основным, получил имя "Орлёнок", второму же присвоили название "Пионерский". Названия были нанесены на стенки вагонов металлическими накладными буквами.

Для каждодневного использования на детской железной дороге 12 вагонов, да еще и больших, по меркам узкоколеек, "Pafawag"-ов, конечно, хвалало с большим запасом. В обычные дни с перевозками отлично справлялся и один состав, к которому иногда прицепляли довоенный вагон. Поэтому новый поезд эксплуатировался в основном по праздникам, когда количество пассажиров значительно превышало количество мест в обоих составах, а в непраздничные дни отстаивался в тупике возле депо.

Обычно в те дни, когда работали два состава, первый состав – "Орленок" – водил тепловоз ТЭУ3-001, "Пионерский" же вел паровоз Кв4-039. После получения дорогой тепловоза ТУ2-054 с "Пионерским" использовался именно этот локомотив.

Паровоз Кв4-039 с составом 'Пионерский' на втором пути ст. Парк

Посадка пассажиров в вагоны поезда 'Пионерский', 1990 год

Окраска вагона за весь период работы на Малой Южной существенно не изменялась. Вагоны поезда были окрашены в темно-зеленый цвет сперва с кремовой, а затем с жёлтой разделительной полосой – по образцу обычных пассажирских поездов тех лет.

С 70-х годов верхнюю часть состава стали окрашивать в светло-зеленый цвет. Надпись "Пионерский" всегда была белого цвета. 

Единственная имеющаяся у нас цветная фотография состава "Пионерский ", 1984 год.
Фото – Юрий Мишанов.

 

Два состава на станции Парк. Хорошо видны различия между голубым "Орлёнком" (справа) и темно-зеленым "Пионерским".

В середине 80-х годов (между 1983 и 1985) все вагоны Малой Южной были перенумерованы. К сожалению, мы не владеем информацией, какие номера носили все вагоны "Пионерского", известно лишь, что вагон №1 имел заводской номер 214, вагон №6 – номер 218, один из вагонов – №216. После изменения нумерации один из вагонов приобрел номер 29017, еще один – 29033 (не первый и не шестой в составе).

Состав "Пионерский" эксплуатировался до начала 90-х годов. В свой последний рейс состав отправился в 1992 году.

Последний имеющийся у нас снимок состава "Пионерский" в работе. 1992 год.

Затем состав был отставлен от работы и на смену ему пришел состав из вагонов ПВ-40 (48-051)

В 90-е годы "Пионерский" были фактически заброшен. До лета 1997 года выгоны стояли в тупике возле локомотивного депо и все, за исключением одного, были полностью разгромлены вандалами – выбиты стекла, разгромлены сиденья, разбиты плафоны освещения. Нередки были и случаи использования вагонов в качестве туалетов… Один вагон использовался в хозяйственных целях – для хранения садового инвентаря – и находился в несколько лучшем состоянии (во многом благодаря тому, что окна его были забиты металлическими листами).

Весной, в период подготовки к летнему сезону, некоторые вагоны отгонялись в тупик ст. Лесопарк, где за вагонами отсутствовал вообще какой-либо надзор.

Летом 1997 года вагоны по очереди были сданы в металлолом, за исключением вагона с номером 29033 – его передали на базу подготовки МВД в Лесопарке, которая находится неподалёку от платформы "Мемориал". Этот вагон используется в учебных целях как тренажер для проведения спецопераций. Вагон можно увидеть на базе и по сей день.

Вагон Pafawag 29033 на тренировочной базе МВД.

Другой вагон "Пионерского" с неустановленным номером  не был разрезан, а был отбуксирован на дачные участки в районе пгт Дергачи Харьковской области. Вагон использовался, вероятно, в качестве дачного домика или сарая. В середине двухтысячных хрьковскими любителями транспорта выгоревший изнутри вагон с наваренными решетками  и "заглушенными" окнами был найден неподалеку от платформы "Лозовенька" (Дергачевский район Харьковской области). Вагон находился там приблизительно  до середины 2012 года, постепенно растаскиваясь на металлолом.

Кузов заброшенного вагона состава "Пионерский", 2008 год.
Отчетливо видны остатки надписи "Пионерский". Фото – Андрей Рыбка.

При вывозе вагонов с Малой Южной обнаружилось, что вагоны из-за своей длины не умещаются в кузове грузового автомобиля. Поэтому некоторые вагоны разрезались – от кузова отрезался кусок с тамбуром и двумя окнами. Один из таких кусков в первой половине 2000-х годов использовался в качестве "летнего домика" в одном из дачных кооперативов возле пос. Безлюдовка Харьковской области.

"Дачный домик" из вагона состава "Пионерский", 2006 год. Фото – Андрей Рыбка.

 

 

^