Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Тепловоз ТУ2-054

ТУ2-054 — второй тепловоз серии ТУ2 на Малой Южной. Он был построен в 1956 году на Калужском машиностроительном заводе. 

Локомотив прибыл на Малую Южную в 1986 году на смену паровозу Кв4. До этого периода тепловоз работал на узкоколейке в Гайвороне (Кировоградская область).


Фото тепловоза ТУ2-054 на Гайворонской узкоколейке летом 1982 года. Заметно плачевное состояние локомотива.
Фотография М. Хельме с сайта parovoz.com

Тепловоз был доставлен на Харьковский завод транспортного машиностроения им. Малышева, где ему был произведен капитальный ремонт, в ходе которого локомотив получил ряд декоративных элементов, благодаря которым внешне стал отличаться от других машин этой серии. Гладкие боковые стенки были заменены на рифленые. По низу кузова был выполнен блестящий декоративный молдинг. По образу и подобию ТЭУ3 был заменен путеочиститель — он тоже стал во всю ширину кузова и придал машине более современный вид.

В отличие от ТЭУ3, серию и номер тепловозу менять не стали. 

ТУ2-054 в 80-х годах.

По прибытию на Малую Южную ТУ2-054 постепенно стал использоваться в качестве основного локомотива, каковым оставался до 1991 года, когда на ДЖД приехал новенький ТУ7А-3198. 

В середине 90-х годов вышел из строя дизель. По некоторым сведениям, взамен неисправному двигателю в ТУ2-054 установили дизель с ТЭУ3.

В 90-х годах по причине износа деталей ТУ2 эксплуатировался редко — в основном по праздникам или в те дни, когда неисправен был тепловоз ТУ7А.

В 2000-м году тепловоз был отремонтирован в депо Харьков-Сортировочная (к которому он и приписан). В ходе ремонта машина получила еще одно отличие от "родственников" — классические круглые выключатели оборудования в кабине были заменены на современные тумблеры.

ТУ2-054 с поездом "Юбилейный". 2000 год.

В 2007 году в локомотивном депо Гайворон тепловоз был капитально отремонтирован. В ходе ремонта тележки тепловоза были заменены на тележки от другого ТУ2  с номером 004. На тележках сейчас можно видеть таблички с "неправильным" номером.

Забавный эпизод — когда машинист-инструктор Олег Павлович Маслов, сопровождавший тепловоз, приехал в Гайворон, работники депо спросили: "Зачем вы его привезли? Это же музейный экспонат, у него состояние идеальное!".

И в самом деле — за "двойкой" ухаживают и берегут. Тепловоз постоянно моют, и заново окрашивают каждый год перед началом летней практики. 

За период с 97-го по 2007 год тепловоз несколько раз сменил окраску. В 90-х годах он ходил в зеленом окрасе. 

"Двойка" в зеленой окраске. Фото 1999 года.

В 2001-м году его перекрасили в сине-голубой цветовой гамме с желтыми полосками на боку.

 

ТУ2-054 в 2005 году

С 2007 года тепловоз окрашивается в сине-белую окраску под цвет вагонов состава "Украина".

ТУ2-054 в 2007 году. 2 мая 2007 г.

ТУ2-054 — символ детской железной дороги. Его изображение есть на флагах, вымпелах, значках, открытках. Именно его изобразил старший инструктор ДЖД Сергей Николаевич Алексеев на логотипе дороги.

znak8

Логотип Малой Южной на значке 2012 года

Сейчас ТУ2-054, фактически, снова является основным локомотивом Малой Южной. Для многих юных железнодорожников "двойка" — любимый локомотив.

 

^