Малая Южная железная дорога

Прошлое и настоящее

Малая Южная железная дорога

Станция “Парк”

Станция "Парк" – главная станция Малой Южной железной дороги. Именно отсюда отправляются поезда, здесь в нерабочее время стоят составы, тут же находится локомотивное депо и в учебном корпусе происходит обучение юных железнодорожников.

На станции находится вокзал 1940 года постройки, в котором есть зал ожидания, два макета железной дороги, кабинеты дежурного по станции, диктора, диспетчера, служебные помещения.

Билетная касса находится в отдельном киоске слева от вокзала.

В учебном корпусе, построенном в 1990 году, находится множество кабинетов для занятий юных железнодорожников, а также библиотека и актовый зал.

Локомотивное депо построено в 1958 году. В депо находятся два тепловоза Малой Южной – ТУ2-054 и ТУ7А-3198, а также мастерская и несколько учебных классов.

На самой станции – два пути, с которых отправляются поезда и два тупиковых пути для отстоя подвижного состава. Станция оборудована четырьмя стрелками: три стрелки – автоматические, одна – ручная.

История станции

В первый месяц работы ДЖД станция Парк представляла собой колоссальный недострой.

У здания вокзала были возведены только стены. Путевое развитие станции состояло из одного главного пути, 1 стрелочного перевода и небольшого тупика на месте нынешнего второго пути. Депо представляло собой небольшой деревянный сарай, в который помещался паровоз и единственный на то время вагон ДЖД. Вокзал достроили к началу сезона 1941 года.

После восстановления ДЖД в 1945 году путевое развитие станции несколько улучшилось – вместо бывшего до войны тупика на станции появился полноценный обгонный путь. Правда, пути станции были значительно короче, чем в наши дни – судя по фотографиям, длина их составляла около 50 метров. Кроме того, на станции построили два деревянных здания стрелочных постов. Был также сооружен переезд со шлагбаумом и будкой дежурного.

В 1946 году на станции соорудили колонки для снабжения паровозов водой.

В 1948 году для ДЖД получила 6 новых вагонов, в связи с чем длина путей была увеличена до современных размеров. Кроме того, на станции появился один тупиковый путь рядом с депо.

Зимой 1950 года возле главной аллеи станции комсомольцами Харьковского железнодорожного узла была построена небольшая беседка-читалья.

 

Беседка-читальня – на заднем плане.

В 50-х годах на станции была построена красивая деревянная беседка, где в летний период проводились занятия и планёрки.

 

 

С 1951 года помещение дежурного по станции оборудовано радиосвязью. 

В 1958 году было построено кирпичное тепловозное депо. 

В 1964 году была произведена реконструкция станции. В вкозале был проведен капитальные ремонт. Появился еще один тупиковый путь рядом с уже существующим. С тех пор путевое развитие станции остается неизменным.

В 1987-м году была снесена деревянная беседка, а на ее месте построен двухэтажный учебный корпус.

Весной 1999 года был произведен капитальный ремонт станции – обновлены были все здания и сооружения, старые прожекторные светофоры были заменеы на линзовые, установлен новый пульт дежурного по станции.

В 2010 году вокзал станции обзавелся двумя современными электронными табло, на которых выводится информация о прибытии и отправлении поездов. В том же году возле входной горловины станции был сооружен автоматический автомобильный переезд. Переезд оборудован видеокамерами, изображение с которых передается в кабинет дежурного по станции.

С 2013 года в помещении зала ожидания вокзала несколько раз в год проводятся выставки железнодорожного моделизма.

Осенью 2014 года начата перестройка пути на станции – старые деревянные шпалы заменяются бетонными. 

В конце марта 2015 года было начато сооружение навеса над путями станции.

 

Вокзал станции Парк

Вокзал станции Парк спроектирован харьковским архитектором Евгением Арсентьевичем Лымарем.

Вокзал был спроектирован по мотивам вокзалов курортных станций.

Внутреннее убранство вокзала ст. Парк предполагало наличие бронзовых люстр с хрустальными подвесками, мозаичного пола. Своды вокзала должны быть украшать украинские народные орнаменты. На потолке художники должны были написать панно на тему «Открытие детской железной дороги». В вестибюле вокзала планировалось даже установить статую И. В. Сталина в полный рост.

Во время войны в здании вокзала немецкими военными была устроена конюшня. Во время отхода из Харькова оккупанты попытались взорвать вокзал, однако зданию повезло – несущие конструкции уцелели, благодаря чему восстановить его удалось в кратчайшие сроки.

Восстановленное здание использовалось только как вокзал, учебных классов в нем не было.

С середины 50-х годов зал ожидания стал использоваться как зал для проведения планерок и мероприятий, а в зимнее время – как учебное помещение. 

Зал ожидания. Фото начала 50-х годов.

Доподлинно неизвестно, до какого момента красивые балкончики использовались в качестве летних веранд для маленьких пассажиров.

 

Веранда для маленьких пассажиров

 

Вокзал ст. Парк. Фото начала 60-х годов.

В 1964 году здание вокзала было серьезно реконструировано – была полностю заменена крыша, и, к сожалению, снесена башенка, в которой ранее размещалась диспетчерская. 

Вокзал ст. Парк. Вид со стороны путей.

В 1999 году была произведена реконструкция здания вокзала. В здании появились пластиковые рамы, преобразился купол вокзала с часами. Были ликвидированы трубы печного отопления. С этого же года в кабинете дежурного по станции был установлен новый пульт-табло, позволяющий управлять сразу двумя станциями – и ст. Парк, и ст. Лесопарк. 

В 2010-м году в вокзале был открыт музей Малой Южной железной дороги.

В помещении вокзала, помимо вестибюля и зала ожидания, находятся кабинеты начальника дороги и его заместителя, релейная, кабинеты дежурного по станции, диктора и диспетчера, туалет и служебные помещения.

В вестибюле находится макет железной дороги, переданный ДЖД Южной железной дорогой. Макет действующий и включается по просьбе пассажиров. Ранее макет находился на ст. Харьков-Левада. Еще один макет можно увидеть в зале ожидания – этот макет собран из игрушечной железной дороги "Пионерская" выпуска конца 50-х годов. Железную дорогу подарил Малой Южной популярный певец Дмитрий Маликов.

Третий макет – самой Малой Южной – установлен в музее ДЖД.

Билетная касса

Приблизительно до середины 80-х годов билеты на станции Парк продавались в помещении вокзала. При этом билеты продавались не взрослым кассиром, а юными железнодорожниками.

Очередь в билетную кассу. Фото 50-х годов.

В 80-х годах была построена деревянная билетная касса слева от вокзала, между вокзалом и депо.

Билетная касса на ст. Парк. Фото 1989 года.

Весной 2000 года касса была снесена и на ее месте был установлен пластиковый киоск. 

Современная билетная касса

 

Депо

Первое депо на ст. Парк было построено в 1940 году. Депо представляло собой небольшой деревянный сарайчик, в который на ночь убирался паровоз и единственный вагон Малой Южной. 

После войны было построено новое деревянное паровозное депо, расчитанное на два паровоза. Депо было присвоено имя Вани Минайленко, первого комсомольца г. Харькова, погибшего во время гражданской войны.

Деревянное паровозное депо. 1958 год.

В 1957 году дорога получила свой первый тепловоз – ТЭУ3-001. В связи с этим старое паровозное депо было снесено и на его месте построено кирпичное депо, расчитанное на два локомотива, которое эксплуатируется и по сей день.

Стройка тепловозного депо

Депо строилось при непосредственном участии юных железнодорожников.

В депо есть небольшая мастерская, а также учебные классы на втором этаже.

Тепловозное депо на ст. Парк

Внутри депо

 

Магазины и кафе

В 70-х годах на станции были установлены два летних магазина, в которых продавалась газированная вода, сладости и пр. В 90-е годы магазины были снесены. Тогда же неподалеку от билетной кассы был установлен киоск, а рядом обородовано небольшое летнее кафе. В ходе реконструкции 2000 года на станции было построено более капитальное помещение, а так же благоустроена летняя площадка. Однако в связи с низким спросом кафе функционирует только по праздникам.

 

Учебный корпус

В первые послевоенные годы на Малой Южной не было помещения, специально приспособленного под занятия юных железнодорожников. До конца сороковых годов в зимний период занятия на ДЖД проводить было не возможно, т.к. помещение возала не отапливалось. Занятия проводились в помещении железнодорожного техникума, в школах, а иногда даже на дому у некоторых ребят.

 

В начале 50-х годов на территории станции была построена летняя беседка, и в летний период занятия проводились в ней, а в зимний – в помещении вокзала.

О необходимости постройки учебного корпуса очень много говорилось и писалось, однако реально строительство учебного корпуса было начато только в 1988-м году. 

Был построен двухэтажный учебный корпус, в котором разместились учебные классы (локомотивного, вагонного, путевого хозяйств, СЦБ и связи, ОКЖД и др.), библиотека, актовый зал, склад железнодорожной формы и др.

Строительство учебного корпуса, 1988 год.

В 90-х годах из-за тяжелого материального положения первый этаж учебного корпуса сдавался в аренду частной фирме и для работы с юными железнодорожниками не использовался. Несмотря на то, что уже более 10 лет помещения первого этажа снова используются Малой Южной, за ними прочно укрепилось разговорное название "офис".

Учебный корпус в 2011 году.

В 2000-м году была настроена крыша, а в 2010-м году была проведена реконструкция здания – заменены двери, окна, произведен ремонт кабинетов, здание утеплено.

 

Хозяйственное помещение


Хозяйственное помещение

Служит для нужд работников пути, которые командируются на летний период с Южной железной дороги. В помещении находится также путейская дрезина.

 

Музей Малой Южной железной дороги

Музей Малой Южной был открыт в 2010-м году в честь 70-тилетия дороги. Музей создавался при непосредственном участии директора музея ЮЖД Андрея Прохорова.

В музее представлены фотографии и информационные стенды, рассказывающие об истории ДЖД, экспонаты, связанные с дорогой – документы, значки, дипломы, литература, образцы формы и др.

 

Присутствует также мультимедиа-центр, который позволяет просматривать видеоматериалы об истории МЮЖД.

 

^